Дополнительные ограничения по алкоголю. Уфас потребовало от заксобрания отменить одно из ограничений при продаже алкоголя в нижегородской области Ограничение по времени

На фоне экономического кризиса замглавы Минпромторга Виктор Евтухов предложил облегчить участь торгующих спиртным предпринимателей и вернуть продажу алкоголя рядом с социальными и спортивными учреждениями. Большинство наблюдателей выступили резко против, но есть и те, кто выступает за, утверждая, что на стороне Евтухова статистика.

«А сейчас мы видим, что регионы буквально тонут в суррогате, число точек по продаже которого в несколько раз превышает легальные места»

Минпромторг разработал проект федерального закона, разрешающего продавать алкоголь в магазинах рядом с социальными и спортивными объектами. Об этом сообщил замглавы ведомства Виктор Евтухов, пишут «Ведомости» .

Министерство предлагает исключить из законодательства о регулировании алкогольного рынка понятие прилегающих территорий, в пределах которых магазинам и кафе запрещается продавать алкоголь. К ним, в частности, относились и зоны вокруг таких объектов, как школы и детские сады.

Однако Евтухов утверждает, что подобные ограничения не снизили алкогольную зависимость среди населения, а лишь ударили по бизнесу.

Сейчас радиус границ устанавливают региональные власти, он может составлять от 10 до 1 тыс. метров, говорит он. И согласно исследованиям Минпромторга, если в некоторых городах на карту наложить все действующие ограничения по продаже алкоголя, то «останется одно легальное место – кладбище».

В Минздраве законопроекта пока не видели. При этом представитель ведомства высказал опасение, что отмена запрета может спровоцировать рост потребления алкоголя в том числе среди детей и молодежи, а также повысить криминогенную обстановку.

Последняя редакция правил определения мест, где нельзя продавать алкоголь, была утверждена правительством России в конце 2012 года. Тогда же регионам вводить ограничения на алкогольном рынке вплоть до сухого закона. В ряде регионов сейчас действует запрет на розничную продажу алкоголя в день последнего звонка и выпускных в школах, а также в день защиты детей и 1 сентября. Кроме того, на продажу алкоголя в ночное время.

Инициативу Минпромторга уже поддержал глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз. По его словам, заголовки в некоторых СМИ о том, что министерство предлагает «продавать алкоголь у школ и поликлиник», не отражают реальной картины и неверно расставляют акценты.

«Речь совсем не о том, чтобы спаивать школьников. А о величине «социального радиуса» вокруг социальных объектов. И для того, чтобы его уменьшить, есть несколько причин», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.

Во-первых, начиная с 2012 года власти вели борьбу с легальной алкогольной розницей. И борьба эта, по его словам, базировалась на лжи. Первая ложь заключается в том, что за уменьшением числа розничных точек, торгующих спиртным, а также за уменьшением времени продажи происходит и снижение алкоголизма. «Почему-то для всех это аксиома. Но как российский, так и международный опыт не показывают снижения числа алкоголиков после введения соответствующих мер», – заявил он.

Вторая ложь, по словам Дробиза, – утверждение о том, что именно в России якобы было слишком много розничных точек по продаже алкоголя. «Здесь борцы с алкоголем приводили следующие цифры: 305 тыс. точек на 142 млн россиян против всего 500 магазинов на 5 млн жителей Финляндии. Но почему-то они не учитывали, что в той же Финляндии есть более 8 тыс. баров и ресторанов, а уровень жизнь в этой стране позволяет людям спокойно выпивать там, тогда как у нас бары и рестораны посещают только 3% населения. Если же суммировать магазины, бары и рестораны, получается, что на одну торговую точку со спиртным в России, Финляндии или Швеции приходилось примерно одинаковое потребление. И никаких оснований бороться с розницей у нас не было!» – отметил он.

Но победила другая точка зрения, и за четыре года количество легальных точек продажи спиртного в России сократилось на 25%. «И сократились именно легальные продажи алкоголя, в частности, благодаря повышению акцизов и подорожанию водки, – подчеркнул эксперт. – А сейчас мы видим, что регионы буквально тонут в суррогате, число точек по продаже которого, по моим оценкам, в несколько раз превышает легальные места».

Резюмируя, Дробиз отметил, что тот спор, который возник вокруг инициативы Минпромторга – о том, отодвинуть ларьки со спиртным на 20 или на 50 метров от школ, является абсолютно несущественным. Ведь по закону ребенку в принципе не должны продавать спиртное вне зависимости от радиуса. А что касается взрослых, эти несколько метров не смогут ни переубедить их выпить, ни, наоборот, заставить их «поднабраться».

В целом, наступление на мелкую розницу, тем более в кризис, Дробиз связывает с «интересами федерального ретейла»: «Это не секрет. Все ведется к тому, чтобы в 2020 году процентов 60 от всей розничной торговли в стране контролировали 3–5 сетей».

Против

Между тем предложение Минпромторга гораздо больше людей называют неоправданным и даже аморальным.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД глава Центра разработки национальной алкогольной политики и экс-глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, апеллировать к тому, что «бедные предприниматели не могут найти место для того, чтобы поставить пивной ларек», несерьезны.

«Я помню только один такой случай. Он произошел в Нижегородской области лет 10 назад. Действительно, там был принят запрет на торговлю алкоголем на расстоянии 500 метров от социальных объектов. Но просуществовал он всего несколько дней, а потом был отменен местными депутатами. Обычно эти расстояния гораздо меньше», – подчеркнул Шапкин.

По его мнению, своим предложением Минпромторг намекает на неразумность муниципальных и региональных депутатов и региональные власти в целом, мол, они не способны принимать адекватные решения. Но Шапкин реальной проблемы у предпринимателей не видит. Существует чисто техническая проблема – весь вопрос в том, как мерить расстояние от того или иного учреждения: по прямой или по существующим дорогам, с угла и т.д. «Вот этот момент можно было бы дополнительно прописать в законодательстве, не более», – полагает он.

И касаясь уровня принятия решений по торговле алкоголем, Шапкин призвал поручить это муниципалитетам. Замерять расстояния от ларьков до школ уж точно не должны ни министры, ни даже губернаторы.

Вице-спикер Госдумы Андрей Исаев («Единая Россия») заявил в среду, что нижняя палата парламента не поддержит возвращение торговли алкоголем к социальным объектам: «С моей точки зрения, такого законопроекта быть не может», – сказал он РИА «Новости» .

В верхней палате – Совфеде – придерживаются такой же точки зрения. Председатель комитета по социальной политике Валерий Рязанский заявил ТАСС , что существующие ограничения на продажу спиртного стоит сохранить: «Я не допускаю мысли, что мы вернем назад ситуацию, связанную с распространением алкоголя вблизи школ, территорий больниц и объектов культуры. Мне кажется, это из разряда невероятного», – сказал он.

Однако нормы о допустимом расстоянии точек с алкоголем от соцобъектов (от 10 до 1000 метров на усмотрение местных властей) могут быть скорректированы: «10 метров – это чистая условность. Должны быть какие-то общепринятые стандарты с разумным нижним порогом, но не 10 метров», – полагает он.

Не вполне обоснованным он назвал и верхнее ограничение. «Депутатские комиссии должны рассматривать эти вопросы таким образом, чтобы не было наложений, когда через один километр заканчивается территория лечебного учреждения и начинается территория культурного учреждения», – уточнил он.

Депутат Госдумы Дмитрий Носов не исключил, что идея Минпромторга могла быть «пролоббирована извне».

«Такое ощущение, что весь малый и средний бизнес в нашей стране – это продажа табака и алкоголя. То есть все, больше ничего малый и средний бизнес производить не могут. Не может открывать детские сады, которые так необходимы, не может делать хлеб, не может делать товары народного потребления, поднимать производство, о котором мы так все говорим», – посетовал он. Носов собирается выяснить, кто может быть заинтересован в этом законопроекте.

В свою очередь детский омбудсмен Павел Астахов заявил, что не будет препятствовать этой инициативе: «Законопроект, который касается здоровья детей, обязательно проходит у нас согласование в государственно-правовом управлении, и я всегда готовлю заключение. Я совершенно точно дам отрицательное заключение. Я считаю, что это крайне вредный законопроект, и те, кто предлагают это, не знакомы с ситуацией и совершенно не понимают, какой может нанести вред снятие ограничений», – сказал он.

Наконец, член Общественной палаты России, руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев пообещал направить в Минпромторг обращение с просьбой устроить общественные слушания по обсуждаемому вопросу.

«Любую инициативу необходимо обсуждать с обществом. В данном случае этого сделано не было», – приводит слова Хамзаева РИА «Новости».

Общественник не исключил, что «такое пренебрежение общественными институтами» при проработке инициативы говорит о том, что даже само ведомство не уверено в своей позиции.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ведущаяся в последние годы борьба с алкоголем : пить меньше не стали, зато бюджет теряет доходы.

В сентябре 2015 года эксперты отмечали, что повышение возраста продажи алкоголя . В августе прошлого года было легализовать торговлю алкоголем через интернет. В ноябре 2014 года эксперты плюсы и минусы возврата пива и табака в ларьки.

Депутаты пойдут на уступки, но не по доброй воле

Татарстан откажется от жестких ограничений в сфере розничной торговли алкоголем, на которых региональные власти настояли больше двух лет назад. Законопроект, радикально смягчающий правила, внесен в Госсовет РТ. Снят будет сразу ряд запретов: на продажу в нестационарных заведениях общепита, многоквартирных домах, пристроях и зданиях меньше 50 кв. метров. Однако автор законопроекта Рафис Бурганов признался «Реальному времени», что заранее сожалеет об уступках: идти на это приходится из-за решения федеральных властей.

Все будет можно

Правила торговли алкоголем в Татарстане резко ужесточились в 2015 году. Тогда был введен целый ряд ограничений, касающихся реализации в заведениях общепита. Многочисленные запреты были наложены республиканским законом «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции».

Изначально этот закон вносила группа депутатов от «Единой России». Новый вариант закона в Госсовет внес их коллега по фракции, глава Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов. Его поправки фактически снимают все прежние ограничения.

Как следует из пояснительной записки, идти на уступки приходится из-за изменения ФЗ о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции: 27 июля Госдума лишила регионы права самим устанавливать правила розничной торговли алкоголем при оказании услуг общественного питания.

Новый вариант закона в Госсовет внес глава Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов. Фото gossov.tatarstan.ru

Теперь Госсовет РТ вынужден будет серьезно смягчить республиканский закон, убрав из него сразу несколько запретов. В их числе: запрет на торговлю алкоголем (в частности, пивом, сидром, медовухой и пуаре) в нестационарных объектах общепита; в заведениях (кроме ресторанов и кафе), расположенных в многоквартирных домах и пристроях к ним; в заведениях общей площадью меньше 50 кв. метров (этот запрет не распространялся на пиво, медовуху, сидр и пуаре); в тех ресторанах, кафе и магазинах, вход в которые расположен со стороны двора многоквартирного дома.

Народ просит запретов

Первый вариант татарстанского закона в феврале 2015 года Госсовету представлял депутат Марат Галеев. Тогда он сказал, что об ограничениях просят жильцы домов: «Данный законопроект был подготовлен по многочисленным обращениям граждан, проживающих в многоквартирных домах, на первых этажах которых имеются предприятия общественного питания».

Зато против были владельцы заведений, которые жаловались, что из-за запретов им придется сворачивать бизнес. Тем не менее в марте 2015-го закон был подписан; предпринимателям дали время до середины июня, чтобы привести их заведения в соответствие с новыми правилами или уйти с рынка.

Введение ограничительных мер, по сути, коррелировало с кампанией против серого рынка алкоголя, из-за которого снижались легальные продажи. Острая фаза борьбы с нелегальным оборотом пришлась на предыдущие годы, хотя и сейчас все не идеально. В конце августа президент РТ Рустам Минниханов назвал недопустимой ситуацию с количеством смертельных отравлений, в том числе среди детей и подростков. Всего за первое полугодие 2017-го в Татарстане зафиксировано 150 смертельных отравлений.

Изначально жесткие меры принимались под флагом борьбы с так называемыми «наливайками». Фото vatantat.ru

Плюс для бизнеса, шаг назад для общества

Сам Рафис Бурганов признается, что радости от смягчения правил не испытывает. «К сожалению, федеральный законодатель убирает все эти запреты, поэтому будем приводить в соответствие», - сказал он «Реальному времени». Он объясняет, что в этом случае важны не жесткие меры как таковые, а возможность регламентировать торговлю. «Не то что запреты нужны, а регулирование нужно. У нас страна большая, в каждом регионе есть свои особенности и их не учитывать нежелательно», - рассуждает депутат.

При этом он допускает, что для предпринимателей отмена ограничений может быть плюсом. «Есть общество, есть экономика. Мы должны, с одной стороны, пополнять бюджет, с другой стороны - смотреть на вопросы воспитания. С точки зрения экономики чистой, наверное, здесь пользы будет больше предпринимателям. С точки зрения воспитательной, мы на каких-то позициях, может, сделаем шаг назад. Поживем - увидим», - сказал Бурганов.

Предприниматель Максим Сапун, владеющий двумя минимаркетами в Казани, вспоминает, что изначально жесткие меры принимались под флагом борьбы с так называемыми «наливайками». Однако «закон есть, а проблему не решили», говорит он: «Я с ходу могу назвать шесть-семь магазинов, где можно купить что угодно, когда угодно, без всяких законов. Где ночью продают без проблем, где продают несовершеннолетним». В то же время думать, что небольшие магазины жили только за счет алкоголя - большое преувеличение, добавляет Сапун.

Артем Малютин

Соответствующее предписание направлено законодателю.

Нижегородское УФАС требует от Законодательного собрания в срок до 1 июля 2017 года принять меры для обеспечения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых была ограничена пунктом 5 части 1 статьи 8 регионального закона №74-З «О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Соответствующее предписание подписано 2 мая (копия документа есть в распоряжении нашей редакции).

УФАС также предписывает законодателю с 1 июня 2017 года приостановить действие вышеуказанного пункта, пока не будут приняты необходимые меры для прекращения нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии данной нормы.

Поясним, что вышеназванный пункт запрещает розничную продажу алкоголя на «территориально обособленных объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или во встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам, входы для покупателей в которые расположены со стороны подъездов этих многоквартирных домов».

Согласно решению антимонопольного ведомства по делу №1635-ФАС52-10/16 от 21 апреля 2017 года, в УФАС не были предоставлены факты, которые позволяют установить взаимосвязь места размещения объектов розничной торговли алкогольной продукции с количеством выявленных преступлений, борьбой с которыми якобы озабочено Заксобрание. При это были представлены копии жалоб нескольких компаний в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, в которых сообщается о негативных последствиях для их бизнеса после принятие вышеназванной нормы.

УФАС подчеркивает, что Заксобрание вводит запретительные меры на розничную торговлю алкогольной продукции для хозяйствующих субъектов, у которых в наличии действующая лицензия на продажу алкогольной продукции, и не учитывает те затраты, которые предприниматели понесли в связи с необходимостью установить ЕГАИС.

Кстати, по данным минпромторга, общее количество лицензиатов на рынке розничной торговли и предпринимательства Нижегородской области по состоянию на 27.03.2017 года составляет 1737. В регионе 6668 объектов розничной продажи алкоголя, в том числе 879 реализуют алкогольную продукцию в местах общественного питания.

«Указанные показатели позволяют сделать вывод о том, что действие данного закона негативно отражается на значительном количестве добросовестных участников рынка реализации алкогольной продукции, – считает ведомство. – Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что несмотря на то, что Законодательное собрание Нижегородской области обладает правами по урегулированию вопроса в сфере реализации алкогольной продукции, однако механизм их реализации противоречит требованиям норм антимонопольного законодательства».

ОБЗОР СМИ по теме. РЕГИОНЫ >>
- Верховный суд РФ признал правомерным ограничение продажи алкоголя в Якутии
- Жители Надыма взбунтовались против ограничения продажи алкоголя
- Запретить продажу алкоголя в кафе и по праздникам могут в Магаданской области
- Калининград. Алиханов о круглосуточных магазинах с алкоголем: Будем ужесточать требования, они явно распоясались
- Запретить пивные бары в павильонах предложили красноярские депутаты
- Красноярская полиция готова продвигать запрет алкоголя не только по пятницам
- Трезвая оценка: как новый «сухой закон» повлияет на красноярский ритейл
- В Самарской области могут ввести новые ограничения по продаже алкоголя
- В Тульской области будут повышать социальную ответственность продавцов алкоголя
- Губернатор Ивановской области заявил, что жители региона должны быть уверены в качестве приобретаемого алкоголя

18:26 — REGNUM В Чувашии, где последние годы ужесточали требования к розничной продаже алкоголя в «разливайках» и кафе, теперь вынуждены отыгрывать назад и подстраиваться под изменения в федеральном законодательстве. У регионов забирают часть полномочий по регулированию оборота алкоголя в части времени, условий и мест продажи в объектах общепита. В республике предрекают, что теперь столкнутся «с некоторыми сложностями», передаёт корреспондент ИА REGNUM . В то же время в Татарии на заседании комитета Госсовета отказались принимать поправки в закон о допограничених в части розничной продажи алкоголя, вносимые в связи с изменениями федерального законодательства.

На заседании правительства поддержали изменения, которые вносятся в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Чувашской Республики». Ключевое изменение, которое касается розничной продажи алкогольной продукции, связано с федеральными поправками. Из перечня региональных полномочий исключают возможность установления дополнительных ограничений в части времени, условий и мест продажи алкоголя в объектах общественного питания. Это требование федерального законодательства касается времени, условий и мест продажи алкоголя, а также привлечения к административной ответственности в случае нарушения данных условий. Данную норму федералы исключили с 1 августа 2017 года.

«Теперь мы столкнемся с некоторыми сложностями в том плане, что раньше закон позволял нам регулировать питейные заведения, и в рамках этого закона было закрыто порядка 20 питейных заведений, которые беспокоили население. Сейчас эта норма исключается, и мы в рамках правового регулирования будем искать возможности ограничивать их деятельность», — сообщил глава минэкономразвития Чувашии Владимир Аврелькин .

Кроме того, уточняются полномочия регионального правительства в области регулирования производства и оборота алкоголя в части утверждения перечня населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к интернету. Соответственно организации здесь освобождаются от подтверждения факта реализации продукции в системе ЕГАИС. Также законом устанавливается порядок организации и осуществления государственного контроля за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции.

«На сегодня все организации подтверждают факт покупки и факт продажи. Данный закон формирует перечень населенных пунктов, которые освобождаются от подтверждения факта продажи в системе ЕГАИС, но это не значит, что организации, которые реализуют алкогольную продукцию, выйдут из-под контроля. Мы ведем реестр деклараций об объеме реализованной продукции, поэтому из-под контроля данный вид деятельности не уйдет», — заверил министр экономики.

Отметим, что 12 октября комитет Госсовета Татарии по экономике рассмотрел проект поправок в закон о дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории республики. Как сообщает « », предполагалось отменить ограничения по продаже алкоголя при оказании услуг общественного питания, а именно введенные несколько лет назад запреты продавать спиртное в барах, если они расположены в жилых домах и пристроях к ним, а также в ресторанах и кафе, если вход в них расположен со стороны двора. Поправки были внесены в связи с изменениями федерального законодательства. Члены комитета голосовали против этого проекта, ссылаясь на то, что отмена ограничений приведет к росту числа жалоб жильцов многоквартирных домов

Как ранее сообщало ИА REGNUM , в мае 2017 года Чувашия ужесточила требования к продаже алкогольной продукции. В республике запретили круглосуточную продажу алкоголя, о чём просили жители и на чём настаивали правоохранительные органы, обеспокоенные криминогенной ситуацией в «разливайках».

Какие именно дополнительные ограничения по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вводят региональные власти? Законны ли они?

Как известно, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в рамках оказания услуг общественного питания, необходимо учитывать запреты и ограничения, установленные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». О них мы писали в статьях «Запретный алкоголь при оказании услуг общепита» (№ 7, 2015), «Особые требования к стационарному торговому объекту при продаже алкоголя» (№ 8, 2015). В то же время в нагрузку к запретам и ограничениям, предусмотренным непосредственно на федеральном уровне, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом устанавливать дополнительные ограничения в отношении розничной продажи алкоголя. Выясним, любые ли ограничения и запреты вправе вводить региональные власти и могут ли они затрагивать лиц, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общепита.

Норма, развязывающая руки региональным властям, дословно звучит так (это абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Дополнение должно быть введено соответствующим органом

Как разъяснил Пленум ВАС в п. 12 Постановления от 11.07.2014 № 47, соответствующие акты о введении дополнительного ограничения по алкоголю могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, так как тем самым устанавливаются ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. ФАС, в свою очередь, добавила, что дополнительные «алкогольные» ограничения зачастую вводятся органами местного самоуправления, что не соответствует действующему законодательству (Письмо от 31.12.2014 № АК/55277/14). В связи с этим ограничения, налагаемые не тем органом, судьями во внимание не принимаются. Приведем примеры.

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Постановлением Правительства Республики Тыва от 21.02.2012 № 96, являющегося исполнительным органом государственной власти, не соответствует положениям федерального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы о делегировании Правительству Республики Тыва полномочий в отношении ограничения времени реализации алкогольной продукции не могут быть приняты во внимание, поскольку вступают в противоречие с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 47 (Постановление АС ВСО от 22.06.2015 № Ф02-2621/2015 по делу № А69-3106/2014).

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Указом Президента Республики Саха (Якутия), то есть подзаконным нормативным правовым актом, противоречит положениям федерального законодательства (Постановление ФАС ВСО от 29.07.2014 № Ф02-2465/2014 по делу № А58-7168/2013).

Ограничение по возрасту

Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним (то есть лицам, не достигшим 18-летнего возраста, – п. 1 ст. 21 ГК РФ). Могут ли региональные власти поднять возрастную планку для лиц, которым разрешено продавать алкоголь? Именно такая норма содержится в пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона Республики Мордовия от 16.04.2015 № 18-З «О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия»: на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года. Верховый суд РФ поддержал судей, которые приняли решение о признании указанной нормы недействительной как не соответствующей федеральному закону. Установление возрастного ценза для покупателя алкогольной продукции является прерогативой федерального законодателя и не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Высший арбитр подчеркнул: оспариваемым положением вводится ограничение гражданских прав в сфере экономического оборота, что противоречит абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, согласно которому основные начала гражданского законодательства, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона. В настоящее время возрастные ограничения, подлежащие применению в области розничной продажи алкогольной продукции, установлены федеральным законом и могут быть изменены, вопреки доводам апелляционной жалобы, только на основании федерального закона (Апелляционное определение ВС РФ от 09.12.2015 № 15-АПГ15-4).

Ограничение по времени

На федеральном уровне (абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ) действует запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23.00 до 8.00 по местному времени, но распространяется он не на всех. Так, в группу исключений попали организации и индивидуальные предприниматели, реализующие алкоголь при оказании услуг общественного питания (напомним, ИП вправе заниматься розничной продажей только пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).

Региональные органы власти вправе указанный временной запрет расширить. Но могут ли они такое ограничение распространить на лиц, оказывающих услуги общепита? Высший арбитр разделяет точку зрения о том, что положения п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ предоставляют субъекту РФ право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (определения от 22.07.2015 № 59-АПГ15-4, от 28.05.2014 № 31-АПГ14-2). Причем ВС РФ находит правомерным введение дополнительного ограничения в отношении только определенных типов предприятий общепита.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1248-З № 51-V «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)» закреплен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 20.00 до 14.00 по местному времени. Соблюдать данный запрет не нужно организациям и индивидуальным предпринимателям при оказании услуг общественного питания, но при условии, что заведение общепита относится к типу «ресторан» в соответствии с ГОСТ Р 50762-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» (изменение про рестораны действует с 01.08.2015).

Судьи расценили, что установление дополнительных ограничений по продаже алкоголя в зависимости от типа предприятия общественного питания не может быть квалифицировано как создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов в сфере общепита, в том числе закусочных. Ресторан и закусочная относятся к разным типам предприятий общественного питания. Запрет продажи алкоголя в закусочной в период с 20.00 до 14.00 по местному времени и отсутствие такого запрета в отношении ресторана, как реализация полномочий субъекта РФ в сфере правового регулирования оборота алкоголя, не нарушают положений Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Определение ВС РФ от 25.11.2015 № 74-АПГ15-33).

Под запретом алкоголь на вынос

На практике также достаточно часто встречаются ситуации, когда региональные власти запрещают организациям, оказывающим услуги общественного питания, осуществлять розничную продажу алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки). Пример – п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 № 616-ззк (введенный Законом Забайкальского края от 25.09.2014 № 1050-ззк), согласно которому организациям и ИП при оказании услуг общепита запрещена розничная продажа алкогольной продукции, если не обеспечено недопущение выноса алкоголя с 20.00 до 11.00 по местному времени. Здесь же пояснено: под выносом алкогольной продукции понимается ее перемещение за пределы помещения для обслуживания потребителей на предприятии общественного питания.

Данная норма стала предметом рассмотрения в суде, который посчитал, что противоречия между ней и федеральным законодательством отсутствуют. В свою очередь, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ не нашла причин не согласиться с выводом суда первой инстанции. При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения невыполнимы без нарушения конституционных прав третьих лиц, что перемещение клиентом приобретенной алкогольной продукции может быть пресечено либо воспрепятствованием покупателю выхода из помещения, либо ее изъятием, расценены как надуманные. Ни один закон не может рассматриваться в качестве средства, направленного на нарушение конституционных прав граждан, если того не требует федеральный закон и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Напротив, установленная оспариваемым законом обязанность организации, ИП при оказании услуг общественного питания обеспечить недопущение выноса алкогольной продукции в течение времени запрета ее розничной продажи подразумевает возможность ее исполнения любыми не запрещенными законом мерами (допустим, путем отпуска алкогольной продукции в розлив, предупреждением покупателей о запрете ее выноса за пределы помещения предприятия общепита) (Определение ВС РФ от 24.06.2015 № 72-АПГ15-4).

Еще один пример – Закон Краснодарского края от 04.06.2012 № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», п. 4 ст. 4.1 которого закреплен запрет розничной продажи алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемой организациями при оказании ими услуг общественного питания. Решением Краснодарского краевого суда от 22.07.2015 № 3-141/2015 данная норма была признана не противоречащей Федеральному закону № 171-ФЗ, а ВС РФ счел такой вывод правильным (Апелляционное определение от 18.11.2015 № 18-АПГ15-34). Закон Краснодарского края № 2497-КЗ принят в целях защиты здоровья и нравственности населения Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ, во исполнение предписаний Федерального закона № 171-ФЗ. Ссылки в апелляционной жалобе на национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762-2007 не могут быть приняты во внимание, поскольку содержащиеся в нем положения не относятся к сфере общественных отношений, являющихся предметом регулирования указанного федерального закона.

Продажа алкоголя зависит от количества столов и посадочных мест

Уже попавший на «зубок» судьям Закон Забайкальского края № 616-ззк содержит среди прочего требование о том, что на территории Забайкальского края организации и ИП при оказании услуг общепита могут заниматься розничной продажей алкоголя при условии наличия в помещении для обслуживания потребителей не менее 8 столов и 32 посадочных мест. Аналогичную норму можно найти в Законе Амурской области от 25.09.2014 № 403-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Амурской области»: в зале обслуживания должно быть не менее 6 столов и 24 мест для обслуживания посетителей с потреблением на месте (п. 2 ч. 1 ст. 1). Два ИП и ООО посчитали, что данная норма нарушает их права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку вводит дополнительные, не предусмотренные законом ограничения для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, ставит в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами. Однако судьи (и их поддержал ВС РФ) не усмотрели оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству. В ней содержится не требование (обязательное предписание) к предприятию общественного питания, а дополнительное ограничение условий (обстоятельств, от которых зависит наступление конкретного события) розничной продажи алкогольной продукции заведениями общепита (Определение ВС РФ от 10.06.2015 № 59-АПГ15-2).

Запрет на продажу отдельного вида алкоголя

К примеру, такой запрет имеется в Законе Республики Мордовия № 18-З. На территории Республики Мордовия запрещена розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, а именно алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9% объема готовой продукции и одновременно кофеина или других тонизирующих веществ в количестве не менее 15,1 мг в 100 мл данной продукции (п. 3 ст. 7).

Подобная норма была включена и в Закон Брянской области от 29.02.2012 № 8-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области» (п. 2 ст. 6.2) Законом Брянской области от 05.02.2015 № 1-З. Однако судьи посчитали, что запрет на розничную продажу одного вида алкогольной продукции на всей территории Брянской области введен неправомерно (п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ такого права субъекту РФ не предоставляет) (Апелляционное определение ВС РФ от 16.09.2015 № 83-АПГ15-6). В итоге Законом Брянской области от 28.12.2015 № 140-З п. 2 ст. 6.2 Закона Брянской области № 8-З признан утратившим силу.

Федеральным законом № 171-ФЗ законодательным (представительным) (не исполнительным) органам государственной власти субъектов РФ (не органам местного самоуправления) предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. В связи с этим региональные власти могут увеличить период времени, установленный указанным законом (с 23.00 до 8.00), когда розничная продажа алкоголя недопустима (например, с 20.00 до 11.00). Это дополнительное ограничение может не распространяться на лиц, оказывающих услуги общепита (как и по федеральному закону), или только на часть из них (например, на заведения общепита, относящиеся к типу «ресторан», либо при условии обеспечения недопущения выноса алкоголя). Еще одно возможное дополнительное ограничение по алкоголю, которое субъекты РФ могут ввести для предприятий общепита, – это определенное количество столов и посадочных мест в зале обслуживания. В то же время на уровне региона не может быть установлен запрет на розничную продажу алкоголя лицам моложе 21 года или отдельного вида алкогольной продукции.

Утвержден и введен в действие с 01.01.2009 Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст. Утратил силу 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст.

Название закона: «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Забайкальского края».