Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание)

Для экспериментально-психологического исследования метод пиктограмм был предложен в начале 1930-х годов. Целью методики было изучение опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической теории психического развития человека (Л. С. Выготский , А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьев) об опосредованном характере психических актов человека . Согласно этой концепции, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически, с помощью выработанных в истории человеческого общества средств - орудий труда, знаков-символов. Высшим и универсальным орудием модифицирующим психические функции, является слово.

Что касается авторства метода, то его приписывают А. Р. Лурии . Сам же Лурия (1964 г.) пишет, что метод пиктограмм был предложен Л. С. Выготским и разработан рядом его сотрудников. Вероятнее всего, Л. С. Выготскому принадлежала общая идея исследования опосредованного запоминания посредством выбора зрительного образа .

Описание метода

Методика заключается в том, что испытуемые должны запомнить слова и словосочетания. Для того чтобы лучше запомнить материал, он должен изобразить на бумаге что-либо такое, что могло бы ему помочь в дальнейшем воспроизвести слова, которые были предложены. Испытуемого нужно предупредить, что качество изображения в данном задании роли не играет,также роли не играет время выполнения задания. При этом испытуемому не разрешается делать записи в виде букв и цифр.

Трудность методики, с которой сталкиваются испытуемые, является то, что круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок, а значение рисунка шире, чем смысл слова - это значит, что слово и рисунок должны совпадать лишь в определенность степени. В норме человек способен уловить общее и в рисунке и слове, что является основным механизмом образования условного значения. В патологии мышление изменяется и у человека затрудняется процесс создания условных связей.

На протяжении многих лет было собрано большое количество эмпирических данных. Многие исследователи в области патопсихологии систематизировали данные целого ряда своих собственных исследований и исследований своих коллег. Результатом их работы явилось представление об общей картине выполнения методики пиктограмм испытуемыми с различными психическими заболеваниями .

Выполнение метода пиктограмм здоровыми испытуемыми

Здоровые испытуемые, которые имеют неполное среднее образование, легко справляются с методикой. Приведение примера, образца для выполнения помогает им, если они сталкиваются с трудностью. Такие испытуемые всегда следуют инструкции и подбирают образы для большинства понятий. Здоровые испытуемые зачастую демонстрируют свои способности рисовать и оригинально мыслить, при этом могут употреблять буквы и надписи. Если говорить об образах, то у таких испытуемых они адекватны, конкретные, лишенные эмоциональной значимости и всегда присутствуют стандартные образы. Если же проявляется стереотипия проявляется за счет частого изображения человеческих фигур. Рисунки упорядочены, графические характеристики устойчивы, размер рисунков часто уменьшается у одной стороны листа. У таких испытуемых хорошая способность запоминать. Их комментарий по поводу выбранного образа короткий и лаконичный.

Конкретные образы, отсутствие геометрической и грамматической символики, а также снижение числа метафорических символов и атрибутивных образов, стереотипизация, банальное мышление - это все может присутствовать у человека с низким уровнем образования. А для лиц с высоким уровнем интеллекта характерны следующие особенности- это своеобразная установка на оригинальность, стремление выразить смысл предложенного понятия абстрактно, чисто графическими средствами.

Пример 1. Пиктограмма здорового испытуемого

№ п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспро-изведение
1. Веселый праздник Улыбающееся лицо, флажок. - «Праздник - это флажки, улыбки» Веселый праздник
2. Тяжелая работа Лопата, капли пота. -«Работать лопатой тяжело» Тяжелая работа
3. Вкусный ужин Цыпленок «табака», - «Мне нравятся жареные цыплята» Вкусный ужин
4. Болезнь Шприц, - «Все это говорит о болезни» Болезнь
5. Печаль Печальное лицо Печаль
6. Счастье Улыбка. - «Она говорит о счастье» Счастье
7. Любовь Сердце пронзенное стрелой. - «Это банально… Как рисуют на Любовь
8. Развитие Ступени. - „Лестница, ведущая вверх - символ развития“ Прогресс
9. Разлука „Двое разошлись“ Разлука
10. Обман „Дама пик“. - Это символ обмана» Обман
11. Победа «Богиня Ника - символ Победы» Победа
12. Подвиг Несколько детей. - «Воспитывать детей - это подвиг» Подвиг
13. Вражда Скрещенные мечи. - «Это символ вражды» Вражда
14. Справед-ливость Уравновешенные весы. -"Продавщица честно Честность
15. Сомнение «х». - Эта буква обозначает «неизвестное» Сомнение
16. Дружба Рукопожатие. - «Это символ дружбы» Дружба

Пиктограммы больных с органическим поражением головного мозга

При органическом поражении мозга в пиктограмме наблюдается следующий симптомокомплекс:

  • Недостаточное понимание смысла задания, что связано со снижением интеллекта и проявляется либо в полном непонимании инструкции, либо в искаженном понимании, когда понимается лишь один элемент. К примеру, больные понимают, что надо что-то нарисовать, но не связывают свои рисунки со словом. Рисунки плохо дифференцируются, больные рисуют то, что умеют.
  • Невозможность выбора образа на абстрактные. Испытуемые после полного обдумывания отказываются рисовать, либо указывают на сюжет, который они хотели бы нарисовать
  • Отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов. Наблюдается даже при самых легких вариантах органических поражений, однако, этот признак не специфичен и встречается у здоровых испытуемых с низких уровнем образования
  • Снижение числа атрибутивных и метафорических образов
  • В структуре конкретных образов- преобладание фотографических часто фрагментарных.
  • Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации. Персеверации являются главным отличительным признаком органического расстройства от низкого уровня интеллекта и недостаточного образования
  • Недостаточная дифференциация изображений
  • Снижение продуктивности опосредованного запоминания

Данные изменения характерны для интеллектуальных и мнестических нарушений. Они зависят от степени интеллектуального снижения. Для больных с органическими поражениями головного мозга характерна тревожно-депрессивная установка на исследование.

Особое место среди органических заболеваний головного мозга занимает эпилепсия . Методика пиктограмм обладает высокой чувствительностью в диагностике высших психических функций при данном заболевании. Л. В. Петренко изучала опосредованное запоминание у больных эпилепсией. В своих исследованиях она выявила, что у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования были связаны с колебаниями их работоспособности, а у больных эпилептической болезнью они объяснялись повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали.

Так Б. В. Зейгарник описывает своего случай из своей практики : «У группы больных эпилепсией выполнение этого задания вызывает значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания слова „развитие“ больной К. говорит: „Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?“ Этот больной затрудняется придумать рисунок для запоминания слова „разлука“. „По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?“ Другой больной затрудняется найти рисунок для запоминания словосочетания „больная женщина“. Он пытается нарисовать кровать, но тут же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: „У неё может быть грипп, и она его на ногах переносит“. Тогда больной решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: „Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает“. Некоторые больные пытаются почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, при необходимости запомнить выражение „веселый праздник“ больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг».

Пример 2. Пиктограмма больного с органическим поражением головного мозга

Пиктограмма при алкоголизме

При алкоголизме имеют место быть мелкие и неявные органические изменения, которые могут проявиться уже на ранних стадиях.

Выполнение методики этими испытуемыми похоже на выполнение испытуемых с органическим поражением головного мозга, отличие состоит лишь в том, что в образах часто фигурируют спиртные напитки.

Пример: Так, испытуемый Р. рисует два стакана водки на понятие «справедливость» (объяснение: «справедливый человек разливает поровну»). Испытуемый С. рисует стакан на понятие «печаль» (объяснение: «когда человек печален, он пьет водку»). Испытуемый П. рисует бутылку на понятие «болезнь» (объяснение: «все мои болезни от выпивки»).

Пиктограммы больных психопатией на органической основе

У больных с психопатическими чертами характера либо психопатиями на фоне резидуально-органических изменений наряду с признаками типичными для органических поражений наблюдаются такие признаки как: эмоциональное нарушение в форме нарушений планирования поведения, эмоциональной возбудимости или демонстративности.

Индивидуально-значимые образы могут подчеркивать делинквентный опыт испытуемого, к примеру опыт употребления наркотиков.

Пиктограммы при шизофрении

Роль пиктограммы при исследовании шизофрениии очень большая – это ценный диагностический инструмент. Так как пиктограммы при данном заболевании многообразны, то проявляются как конкретные, так и сверхабстрактные образы. Если у больного есть бредовый компонент, то он так же будет проявляться в пиктограмме.

В целом, в этой методике при шизофрении наблюдается следующий симптомокомплекс:

  • Недостаточное или искаженное понимание смысла задания, особенно в остром состоянии. Больные могут осмыслить лишь один элемент инструкции. Больные с параноидным и галлюцинаторно-параноидным синдромом могут трактовать исследование в соответствии с содержанием бредовых идей
  • Снижение числа атрибутивных образов
  • Снижение числа адекватных образов
  • Снижение числа стандартных образов
  • Смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции. У больных шизофренией проявляется атипичная стереотипия, не выражающейся в повторении человеческих фигур. Персеверации также не типичные, они выражаются в переносе одного элемента во рисунки
  • Употребление букв, часто вычурное. Больной деформирует буквы пытаясь им придать форму конкретного изображения. Однако они не помогают воспроизведению слов
  • Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков
  • Значительная диспропорция между данными пиктограммы и других методик экспериментально-психологического исследования.

Это изменения у отдельных больных могут выражаться по-разному, но наиболее ярко они проявляются в остром состоянии, при выраженной аффективной патологии, за исключением депрессии.

Неадекватные образы больных шизофренией нуждаются в отдельном описании, так как они являются важным звеном при дифференциальной диагностике шизофрении и имеют широкие и наименее определённые критерии. Образы можно отнести к неадекватным, если они не служат запоминанию понятия и очень далеки от содержания. С. В. Лонгинова приводит следующий образец неадекватных образов: при запоминании слова «тяжелая работа» больной рисует Иисуса Христа, объясняя так: «вокруг головы сияние, он сияет от счастья… не делай зла ближнему. Одухотворенное лицо. Иисус Христос выполняет свою функцию». К слову «справедливость» рисует курицу: «Если я в жизни украл курицу, то меня спрашивают и я говорю: да, я украл курицу».

С. В. Лонгинова (1972), а также С. Я. Рубинштейн (1972) разработали классификацию неадекватных образов у больных шизофренией, в зависимости от того, какой вид патологии они отражают. В ней они обозначили образы, которые неадекватны по содержанию и образы, которые отражают патологию мотивационного компонента мышления и потерю целенаправленности.

Неадекватные по содержанию образы:

  • отдаленные связи
  • пустая символика
  • выбор на основе чувственного впечатления
  • ассоциация по созвучию
  • фрагментарный тип выбора

Образы, отражающие патологию мотивационного компонента мышления множественный выбор:

  • конкретный выбор с расплывчатостью и символическим объяснением
  • стереотипные пиктограммы

Пример 3. Пиктограмма больного шизофренией

Литература

  1. Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике - С-П: Речь, 2003.
  2. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  3. Лонгинова С. В. Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм //Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Белопольская Н. Л. - М.: Изд-во УРАО, 1998.
  4. Зейгарник Б. В. Патопсихология - М.: Издательство Московского Университета, 1986
№ п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспроизведение Формализованная оценка
1. Веселый праздник Флажок. - «Флаги развеваются, все идут на парад» Праздник AT + Ст 0.5
2. Тяжелая работа Женщина с клубком шерсти в руке - «Это я сижу и вяжу. Это тяжело, скучно» Тяжелая работа Инд-Пс+1.0
3. Вкусный ужин Тарелка на столе. - «Вот тарелка, на тарелке все вкусное» Вкусная Ат ф + Ст 0,5
4. Болезнь Человек па кровати. - «Это я лежу после укола. Все время хочется спать» Болезнь КИнд-Пс+ КО
5. Печаль Плачущие глаза. - «Плачут черные глаза» Плач Ат Ф + 0.5
6. Счастье Глаза. - «Белые, веселые глаза» Глаза АтФОриг-
7. Любовь Большие и маленькие глаза. -«Глаза матери и ребенка» - Ориг-0 Частичная
8. Развитие Четыре глаза. - «Знания переходят из глаза в глаз, а оттуда в воздух» - Ат Ф Ориг - 0,0
9. Разлука Зачеркнутые глаза. - «Глаза не смотрят друг на друга» - Ат Ф Ориг - 0,0 Частичная персеверация
10. Обман Фигура женщины. - «Она стоит обманутая. Отчаянные глаза. А мысли бегают, бегают» (дорисовы¬вает точки вокруг головы) - К Ф - 0,0
11. Победа Ребенок в матросской шапке. - «Это мой сын. Если муж вернет мне его, то это будет моя победа. Я заставлю» Идет морячок К Инд Пс - 0,0
12. Подвиг Плывущий человек с кругом на голо¬ве - «Он плывет по океану мыслей. В голове источник гипноза. Ему не страшно»

ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич

«Пиктограмма» как метод исследования личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования . Проблема метода в экспериментально-психологическом изучении личностных особенностей занимает в отечественной патопсихологии значительное место /Мясищев В.Н. с соавт. 19692; Зейгарник Б.В., 1969, 1976; Блейхер В.М., 1976; Кабанов М.М., Лебединский М.С., Морозов Г.В., 1974/. Еще В.М. Бехтерев выдвинул принцип "личностного подхода" к интерпретации данных экспериментально-психологического исследования. Неоднократно отмечалось, что любая методика экспериментально-психологического исследования имеет цель "построение модели человеческого поведения и деятельности " /Зейгарник Б.3., 1976/, является стимулом аффективных реакций /Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф., 1978; Соколова Е.Т., 1978, I960/ и позволяет получить значимую информацию о личности испытуемого. Задача применения того или иного метода экспериментально-психологического исследования для изучения личности, таким образом, совпадает с задачей повышения информативности и надежности данного метода, более полной и адекватной реализации полученных данных. Это положение касается преимущественно методов, отличающихся многозначностью стимульного материала, а также высокой степенью свободы, которой пользуются испытуемые при исследовании. Одним из отечественных методов этой группы является "пиктограмма", предложенная в начале тридцатых годов А.Р. Лурия / по другим данным - Л.С. Выготским / для изучения опосредованного запоминания - сложной характеристики, отражающей "как мнестические, так и интеллектуальные процессы" / А.Р. Лурия, 1962 /. Начиная с 1934 г. исследование Г.В. Биренбаум положило начало плодотворному применению "пиктограммы" для изучения мышления, этот аспект применения метода получил развитие в работах Б.3. Зейгарник / 1962, 1976/, С.Я. Рубинштейн /1970/, С. 3. Лонгиновой /1970, 1971, 1972/, М.В. Осориной /1973, 1974/ имеющиеся данные обобщены в совместном методическом письме С.З. Лонгиновой и С.Я. Рубинштейн /1972/. Как отмечает

С.В Лонгинова, метод "пиктограмм" носит "в известной степени проективный характер". Данные теоретические предположения находят подтверждение в исследованиях Л.С. Драгунской, изучавшей с помощью "пиктограммы" признаки депрессивных состояний /1976, 1981/. Возможность изучения эмоциональных особенностей с помощью метода, близкого к "пиктограмме", показана в исследовании А.И. Берзницкаса /I960/. Указывается на некоторые черты, объединяющие "пиктограмму" и тест Роршаха /Станишевская Н.И., Рульдан В.В., 1972; Никифорова П.Г., Херсонский Б.Г., 1978/. Вместе в тем при использовании "пиктограммы" и интерпретации подученных данных возникают значительные затруднения. Нестандартность стимульного материала, вмешательство экспериментатора в деятельность испытуемого по ходу исследования затрудняют получение сопоставимых данных и уменьшают спонтанную активность испытуемого. Отсутствие описания данных исследования по методу "пиктограмм" репрезентативной нормативной группы /наиболее представительная группа, обследованная С.В. Лонгиновой, включает лиц с невротическими реакциями и аномалиями характера, все испытуемые обследовались в психиатрическом стационаре/ не позволяет выработать нормативные показатели. Если в тесте Роршаха существует традиционная многофакторная оценка ответов, доступная формализации, причем факторы рассматриваются в естественной взаимосвязи, качественный анализ дополнен количественными соотношениями, учитываются также факторы, недоступные для формализации /Роршах Г., 1922, Клопфер Б. с соавт., 1946, Лусли /Устери М., 1957, Бон Э., 1967, Бурлачук Л.Ф., 1979/, то число факторов анализа в "пиктограмме ограниченно, причем факторы как правило рассматриваются изолированно.

Цель и задачи исследования . Целью исследования было совершенствование экспериментально-психологического метода "пиктограмм" и применение его для изучения личностных особенностей в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях. Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

Модифицировать процедуру проведения исследования по методу "пиктограмм" с целью обеспечения сопоставимости полученных данных, а также уменьшения влияния экспериментатора на испытуемого;

Провести систематизацию аналитических факторов "пиктограммы" с учетом факторов, ранее не рассматривавшихся, и выработать этапную интерпретационную схему;

В связи с необходимостью выработки нормативных показателей провести исследование репрезентативной нормативной группы испытуемых, в том числе с особенностями интеллекта и личности,не выходящими за пределы психической нормы;

Для выявления дифференциально-диагностических возможностей модифицированного варианта "пиктограммы" провести исследование больных параноидной формой шизофрении, больных с отдаленными последствиями черепно-мозговых травм и больных неврозами. Выбор указанных клинических групп обусловлен практическими задачами, которые ставятся перед патопсихологом при направлении испытуемых с целью дифференциальной диагностики;

На основании анализа полученных данных в сопоставлении с данными других методов экспериментально-психологического исследования уточнить психологическое значение аналитических факторов "пиктограммы".

Материал исследования. Обследовано 500 психически здоровых испытуемых. 400 испытуемых /"основная группа"/ обследовано в ходе профилактических осмотров. 20 испытуемых было направлено в психиатрический стационар с подозрением на минимальную недостаточность интеллекта, однако после клинического и экспериментально-психологического исследования были признаны психически здоровыми с «низкой нормой» интеллектуального развития. 30 испытуемых, направленных в психиатрический стационар в связи с подозрением на психопатию, также в результате проведенного клинического и психологического исследования было признано психически здоровыми с явной акцентуацией характера по неустойчивому /22/ и психастеническому /8/ типу. Наконец, 50 испытуемых, обследованных в ходе профилактических осмотров в технических научно-исследовательских институтах и Ленинградском высшем художественном училище им. Мухиной составили группу испытуемых с высоким уровнем интеллекта, технической и художественной одаренностью.

Обследовано также 150 больных параноидной формой шизофрении - 30 больных в состоянии обострения, 20 больных в состоянии ремиссии «Б» с чертами легкого апатико-абулического дефекта, 100 больных в состоянии ремиссии «А». Обследовано 70 больных с отдаленными последствиями черепно-мозговых травм и 50 больных неврозами /из них 36 больных неврастенией/.

Методы исследования.

Помимо стандартизованного модифицированного варианта "пиктограммы" в 100 случаях проведено параллельное исследование по методу Векслера, адаптированному в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте ми. В.М. Бехтерева, что способствовало более адекватному выделение аналитических факторов «пиктограммы», чувствительных к уровню интеллектуального развития. 300 испытуемых обследовано по методу Роршаха, с целью выделения показателей общих для теста Роршаха и "пиктограммы". 300 испытуемых обследовано по методу зрительной ретенции Бентона, который, как и "пиктограмма" связан с необходимостью расположения нескольких рисунков на одном листе бумаги. В 350 случаях применен тест Дж.Бука /1947/ - "рисунок дома, дерева, человека", поскольку представляло интерес сопоставление особенностей рисунка в «пиктограмме» и других рисуночных пробах.

таблица №I

Объем исследования различных контингентом испытуемых.

ЗДОРОВЫЕ

Пиктограмма

Бентон-тест

Дом, дерево, человек

Векслера

Тест Роршаха

а) Основная группа

б) Испытуемые с низкой нормой интеллекта

в) Одаренные

г) Акцентуированные личности

Больные шизофренией

Больные с последствиями черепно-мозговых травм

Больные неврозами

Научная новизна . Модифицирована процедура проведения исследования по методу "пиктограмм": стандартизована инструкция и стимульный материал, введена дифференцированная процедура опроса и "ретестирования". Разработана многофакторная этапная схема интерпретации данных: разработана классификация образов "пиктограммы" с учетом факторов абстрактности, индивидуальной значимости, содержания, образа, фактора частоты, фактора адекватности. Классификация позволяет дать формализованную оценку образам "пиктограммы". Проанализирован ряд количественных соотношений. Описаны и проанализированы дополнительные факторы анализа, не поддающиеся формализации в количественной оценке - "особые феномены". Обследована репрезентативная нормативная группа испытуемых, выработаны нормативные данные, как по качественным, так и по количественным показателям "пиктограммы". Показана возможность использования метода не только для изучения опосредованного запоминания и особенностей мышления, но и для оценки интеллектуальности и личностных особенностей испытуемых.

Практическая ценность работы заключается в том, что при применении модифицированной процедуры исследования и многофакторной, этапной схемы анализа данных "пиктограммы" значительно расширяются диагностические возможности метода, его чувствительность к особенностям аффективно-личностной сферы испытуемых. Более адекватно оцениваются и традиционные аналитические факторы "пиктограммы", повышается валидность и надежность метода.

Внедрение результатов исследования , Модифицированный вариант "пиктограммы" применяется для изучения личностных особенностей в экспериментально-психологических лабораториях Одесской областной психиатрической больницы № I и Одесской областной психиатрической больницы № 2. Материалы исследования легли в основу методических рекомендаций, направленных на утверждение в Министерство здравоохранения РСФСР.

Апробация работы . Материалы диссертации и результаты проведенного исследования обсуждались на совместной конференции отделений неврозов и пограничных состояний, внебольничной психиатрии, лаборатории социальной психологии и группы психологической диагностики Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им.В.М. Бехтерева 22 февраля 1982 г. Материалы диссертации докладывались на 71 съезде невропатологов и психиатров УССР, 1978 г., республиканском семинаре по реабилитации больных с заболеваниями нервной системы, I981 г.

По материалам диссертации имеется 11 публикаций, список которых приводится в конце автореферата.

Объем и структура исследования . Диссертация изложена на 152 страницах машинописи. Работа состоит из введения, обзора литературы, пяти глав, заключения, выводов и списка литературы. В тексте имеется 86 рисунков и 14 таблиц.

Модификация процедуры исследования . Исследование проводилось стандартным набором из 16 понятий с неизменной последовательностью предъявления понятий. Стандартным был также текст инструкции. В процессе исследования исключалось влияние экспериментатора на испытуемого. С этой целью опрос, имеющий целью уточнение характера ассоциаций, выделен во второй этап исследования. Этот прием позволяет отделить "спонтанные" разъяснения от "вынужденных". Незначительное уменьшение пластичности метода, являющееся следствием стандартизации, компенсируется введением ретестирования. После воспроизведения слов экспериментатор проверяет способность испытуемого к продуцированию различных категорий образов "пиктограммы", в частности, к замене "неадекватных" образов на "адекватные". Коррекции в ходе ретестирования подлежали также гиперконкретные, сценоподобные образы и образы, где испытуемые, вопреки инструкции употребляли буквенные и словесные обозначения.

Аналитические факторы "пиктограммы".

А. Классификация образов "пиктограммы ".

Для более полного учета характеристик выбранного образа оценка проводилась по нескольким параметрам. Каждой категории образов "пиктограммы" присваивалось краткое буквенное обозначение, облегчавшее формализованную оценку.

Фактор абстрактности.

а. Конкретные образы. К.

К этой группе относятся образы "пиктограммы", связанные с конкретной ситуацией. Часто имеет место попытка прямо изобразить ситуации /конкретный "фотографический" образ К-ФТ/. К конкретным образам относятся все заимствования из индивидуального опыта испытуемого. Иногда конкретная связь "конфабулируется" испытуемым по ходу исследования /конкретный "конфабуляторный" образ К-КФ/. Пример такого образа - табуретка на понятие "сомнение". Объяснение: "Я сомневаюсь из чего сделана эта табуретка - из дерева, или из пластмассы".

б. Атрибутивные образы. Ат.

Выбранный образ связан с понятием по принципу принадлежности, является "атрибутом" понятия. Примеры таких образов - флакон на понятие "веселый праздник", лопата на понятие "тяжелая работа".

в. Метафорическая символика. М.

Выбранный образ связан с понятием через метафору, литературный образ. Чаще встречаются "заимствованные" метафоры - "Буриданов осел" на понятие "сомнение". Двуликий Янус на понятие "обман", но иногда они создаются в процессе исследования, например, штопор на понятие "сомнение" - "Сомнение как штопор ввинчивается в тебя, не дает спокойно жить".

г. Геометрическая, графическая, грамматическая символика. ГС.

Абстрактной ассоциации соответствует адекватный способ изображение-символ. Стрелка, направленная вперед и вверх, спираль на понятие "развитие", стрелки, направленные в разные стороны на понятие "разлука" - характерные примеры этой категории образов "пиктограммы". Образ не принадлежит к категории ГС, если символ лишь "украшает" конкретный образ /стрелки над расходящимися людьми на понятие "разлука"/, либо выражает конкретную по сути ассоциацию /круг, наполовину заштрихованный, на понятие "сомнение" - "Я сомневаюсь, черное оно или белое."/.

Фактор индивидуальной значимости.

а. Образы, выбранные формально - Ф.

К этой группе относятся образы, не имеющие индивидуальной значимости для испытуемого: кровать на понятие "болезнь", знак "?" на понятие "сомнение".

б. Образы, имеющие индивидуальную значимость - Инд.

Эта категория образов распадается на две группы. Образы первой группы содержат изображение конкретного человека - либо самого испытуемого /безногий инвалид рисует человека на костылях на понятие "болезнь"/, либо другого лица /например, больной рисует "портрет" лечащего врача на понятие "обман", поскольку врач обещал выписать его, но во выполнил обещания/. Такие образы получили название "персонифицированных" - Инд-Пс. Образы второй группы как бы "стимулируют" у испытуемых воспоминание о ситуации из их личного опыта. Содержанием рисунка является обычно неодушевленный предмет, либо пейзаж. Пример - горный пейзаж на понятие "счастье" - "Чувство счастья возникает у меня в горах". Образы этого типа обозначаются как "стимулы" - Инд-С.

Фактор частоты.

Этот критерий показывает, как часто данный образ встречается в протоколах здоровых людей. Учитывая "естественное распределение" частоты выбранных образов, целесообразно выделение трех категорий:

а. Стандартные образы - Ст. Встречаются не реже, чек в одном из пяти протоколов.

б. Оригинальные образы - 0риг. Встречается реже, чем в двух из ста протоколов.

в. Повторяющиеся образы. Занимают промежуточное положение между двумя предыдущими категориями.

Приводим перечень "стандартных образов" на понятия, применяемого нами набора.

1.ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК. Флажок, шарик, цветок.

2.ТЯЖЁЛАЯ РАБОТА. Кирка, лопата.

3.ВКУСНЫЙ УЖИН. Изображение еды.

4.БОЛЕЗНЬ. Кровать.

5.ПЕЧАЛЬ. Грустное лицо.

6.СЧАСТЬЕ. Улыбающееся лицо.

7.ЛЮБОВЬ. Сердце, целующиеся влюбленные.

8.РАЗЛУКА. Стандартные образы отсутствуют.

9.РАЗВИТИЕ. Стандартные образы отсутствуют.

10.ОБМАН. Стандартные образы отсутствуют.

11.П0БЕДА. Салют, флаг Победы над рейхстагом.

12.ПОДВИГ. Подвиг Александра Матросова.

13.ВРАЖДА. Стандартные образы отсутствуют.

14.СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Стандартные образы отсутствуют.

15.СОМНЕНИЕ. Стандартные образы отсутствуют.

16.ДРУЖБА. Рукопожатие, люди, взявшиеся за руки.

Фактор адекватности

Этот сложный качественный критерий при формализованном подходе был наиболее тесно связан с фактором частоты. К адекватным образам относятся все стандартные, повторяющиеся и "удачные оригинальные". Адекватность образа отмечается знаком "+", неадекватность - знаком "-". При решении вопроса об адекватности оригинального образа использовались традиционные качественные признаки: содержательная близость образа и понятия, умеренная абстрактность, краткость изображения и разъяснения.

Формализованная оценка образов.

На основании качественного анализа образа "пиктограммы" по указанным выше признакам производится комплексная формализованная оценка. Приводим соответствующие примеры.

Понятие "Победа". Изображен салют. Разъяснение: "Салют бывает в День Победы". Выбор атрибутивный, лишенный индивидуальной значимости, стандартный, адекватный.

Формализованная оценка - АТ.Ф.СТ.+.

Второй пример /из протокола больной, страдающей шизофренией/.

Понятие "тяжелая работа". Изображен треугольник. Разъяснение: "У нас в отделе тяжелую работу выполнят трое - начальник, его заместитель и я". Выбор конкретный, с вторичной геометризацией изображения, изображен треугольник, образ оригинальный, неадекватный.

Формализованная оценка - К.Инд.Ориг.

Данные о частоте различных образов в протоколах обследованных приведены в таблице 2.

Оценка количественных соотношений.

Второй этап анализа заключается в оценке количественных соотношений образов различного типа. Одним из наиболее существенных являлось соотношение символов /геометрических, графических, грамматических/, метафорических образов, атрибутивных и конкретных образов.

Таблица №2.

Частота различного типа образов в протоколах психически

Основная группа

Низкая норма интеллекта

Одаренные

Акцентуированные личности

/неустойчивые/

Геометрические,

графические символы - ГС

Метафорические символы–М.

Атрибутивные образы-As.

Конкретные образы - К.

Индивидуально значимые персонифицированные Инд.-ПС.

Индивидуально значимые стимулы Инд-С.

Изображение человека

Адекватные в %

Стандартные образы - Ст.

Удачные оригинальные Ориг. +

Продуктивность

Таблица № 3.

Частота различного типа образцов в протоколах психически больных

Больные с последствиями ЧМТ

Больные неврастенией

Больные шизофренией
Обострение ремиссия
А

Обострение

Ремиссия А

Геометрические, графические символы ГС.

Метафорически символы М.

Атрибутивные образы. - Ат.

Конкретные образы - К.

Индивидуально-значимые персонифицированные Инд. - Пс.

индивидуально значимые стимулы Инд. -С.

Изображение человека

Адекватные образы в %

Стандартные образы - Ст.

Удачные оригинальные

Продуктивность

ГС: М: AT: К

Это соотношение одна из главных "интеллектуальных" характеристик "пиктограммы", отраженная преимущественно уровень операциональных характеристик мышления. Геометрические и метафорические символы встречались только при нормальном и высоком интеллекте, единичные "стандартные" метафорические образы имели место в протоколах испытуемых с "низкой нормой" интеллекта. В протоколах интеллектуально сниженных больных с последствиями черепно-мозговой травмы геометрические и метафорические символы отсутствовали. Основным содержанием "пиктограммы" здоровых испытуемых являлись атрибутивные и конкретные образы. Значительное повышение числа образов категории ГС и М, как правило объяснялось мотивационными факторами, атипической позицией испытуемых при исследовании. Так, здоровые испытуемые, давшие больное количество таких образов при дополнительном расспросе пояснили, что основным объектом исследования они считали не память, а эрудицию и сообразительность, стремясь произвести в этом отношении благоприятное впечатление. Интересно, что испытуемые о более низким уровнем интеллекта проявляли гипермотивацию, занимаясь доработкой рисунка, что приводило к повышению числа "фотографических" образов /К-Фт./.

Вторым показателем являлось количество индивидуально значимых образов, традиционно считающихся проявлением эгоцентризма. Однако не все такие образы имели идентичное психологическое значение, так персонифицированные образы свидетельствуют преимущественно об интеллектуальных особенностях, неспособности отвлечься от своего опыта. Более характерными для испытуемых, больных неврозами являются образы-стимулы, которые обнаруживают связь с конфликтной ситуацией либо с соматическими проявлениями болезни.

Третий показатель - количество адекватных образов, отражавших четкость и реалистичность мышления, был наиболее низких у больных шизофренией в состоянии обострения и больных с последствиями черепно-мозговых травм с интеллектуальным снижением.

Следует сказать, что качественная структура "неадекватных" образов у больных с последствиями травм мозга достаточно своеобразна: более половины неадекватных образов у больных этой группы представляли собой изображения предметов, которые можно было легко нарисовать - яблоко, лицо человека, дерево, вне зависимости от содержания предложенного понятия. Закономерно встречались недифференцированные изображения - неудачные попытки изобразить какой-либо предмет.

Качественные особенности "неадекватных" образов в "пиктограммах" больных шизофренией подробно освещены в литературе. Следует отметить, что по нашим данным, нет каких-либо неадекватных образов абсолютно специфичных для шизофрении, что еще раз показывает важность анализа не того или иного образа "пиктограммы" в отдельности, а всего протокола в целом. Показатель адекватных образов дополнялся показателем стандартных - Ст. образов, который имел диагностическую ценность, поскольку у некоторых больных шизофренией даже при отсутствии грубо неадекватных образов, снижалось число стандартных вплоть до полного их отсутствия.

Этот показатель, равно как и показатель "оригинальных" образов по своему психологическому значению идентичен аналогичным показателям теста Роршаха.

"Пиктограмма" позволяет, как и тест Роршаха, судить о степени стереотипизированности ассоциаций, однако если в тесте Роршаха стереотипия проявляется в повторении образов животных, то в "пиктограмме" чаще всего встречались повторения человеческих фигур, - нормальная или "типическая" стереотипия. Диагностическое значение имела лишь чрезмерная выраженность стереотипии /более 10 изображений человека в одном протоколе/, либо "смещение" стереотипизирующей установки - атипическая стереотипия. Так, у больных шизофренией встречалось стереотипное повторение выхолощенных стволов, мелких деталей человеческого тела /в основном - глаз/, архитектурных сооружений. Диагностическую ценность имели персеверации - прямое повторение идентичных изображений на два и более различных понятия.

Практически не встречаясь у здоровых испытуемых и совершенно отсутствуя у больных неврозами она очень часто отмечалась у больных с остаточными явлениями черепно-мозговых травм и больных шизофренией, при этом, для больных шизофренией было характерно наличие персевераций на фоне "благополучных" интеллектуальных характеристик "пиктограммы" и теста Векслера.

Особые феномены.

Третий этап анализа "пиктограммы" заключался в регистрации "особых феноменов", т.е. факторов, формализация которых была либо невозможна, либо затруднена. Такими феноменами являлась типическая и атипическая стереотипия и персеверация, описание выше. Далее нами рассматриваются еще несколько таких факторов анализа.

Шоковые реакции . Данный тип реакций является проявлением тормозящего действия аффекта на интеллектуальные процессы. Эти реакции могли проявляться прямым /речевым или мимическим/ выражением неудовольствия либо парадоксальными высказываниями: "Какое прекрасное слово...", "Это интересно..." и др. При этом отмечалось значительное удлинение латентного времени. Специфичными для "пиктограммы" проявлениями шоковых реакций являлось резкое уменьшение размеров рисунка, отражающего "травмирующее понятие", а также изменение характера образа в сравнении с другими образами данного протокола, более тщательная отработка рисунка, сильный нажим. Шоковые реакции, несмотря на то, что они традиционно рассматриваются как феномены невротического спектра, не обладали диагностической специфичностью.

Отказ от выбора образов . Чаще всего встречались отказы на наиболее сложные для опосредования понятия, что было обусловлено интеллектуальными затруднениями больных. В протоколах испытуемых с остаточными явлениями черепно-мозговой травмы отказы встречались в 100% протоколов и охватывали 68% предложенных понятий. Этот факт необходимо учитывать при рассмотрении количественных показателей испытуемых этой группы, приведенных в таблице №3. У больных неврозами, а иногда и у здоровых отказ мог быть крайним проявлением "шоковой реакции". Парадоксальные отказы у больных шизофренией /на легкие понятия/ были обусловлены "отнесением к себе" - испытуемый убежден, что все понятия имели непосредственное отношение к нему.

Употребление буквенных обозначений. Употребление букв в "пиктограмме" запрещено инструкцией. Следовательно, появление буквенных обозначений является выражением недостаточности активного внимания, либо - негативистических тенденций. У здоровых испытуемых буквенные обозначения встречались в 14% протоколов, при этом надпись как правило гармонично включается в изображение - лозунг на транспаранте, надпись на книге, дата на календаре. Реже надпись «замещает» рисунок. Употребление букв у больных неврозами соответствовало таковому у здоровых. У больных шизофренией употребление букв встречалось значительно чаще, причем имела место деформация, переплетение, сдваивание букв, вторичная графическая переработка с приданием буквам сходства с рисунком. Спонтанные разъяснения и высказывания испытуемых . Чаще всего они были проявлением тревоги, внутренней неуверенности, негативной реакции на содержание понятия, интеллектуальных затруднений. Определенное значение имели экстрапунитивность либо интропунитивность высказываний - критика тестирования, самокритика. Особняком стоят обсуждения и разборы /с повышенной детализацией/ у больных с органическим поражением головного мозга и резонерские спонтанные разъяснения некоторых больных шизофренией.

Неформализованные типы образов . Речь идет об ассоциациях по созвучию, выхолощенных символах. Затруднения при формализации возникали и при "множественном выборе" /несколько образов на одно понятие/, что заставляло рассматривать эти образы в группе "особых феноменов".

Феномен единой системы. Заключается в том, что при построении следующего образа испытуемый использует предыдущий, трансформируя его. В выраженных случаях все образы в "пиктограмме" взаимосвязаны. Чаще всего данный феномен сочетается с обилием неадекватных образов. Так, один из испытуемых, страдающих шизофренией, на понятие "болезнь" рисует "немецкий крест" /фашизм - болезнь человечества/, на понятие "печаль" рисует человека с крестом на груди / этот крест перебрался на грудь человеку/, на понятие "счастье" зачеркивает оба рисунка /нет ни болезни, ни печали/.

Феномены "замены" и "возврата". Заключались в том, что при предъявлении нового понятия, испытуемый пытался заменить предыдущий рисунок либо занимался его графической доработкой. Эти феномены встречались во всех подгруппах испытуемых, являясь специфичным для "пиктограммы" проявлением тревоги.

Упорядоченность "пиктограммы". Имеется в виду сложная графическая характеристика, включающая выбор адекватного задания и размеру листа размера рисунка, соблюдение приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними, упорядоченное /горизонтальное либо вертикальное/ расположение рисунков на листе бумаги. Неупорядоченность композиции, большие размеры рисунка /четверть листа и более/ встречаются у больных шизофренией с синдромом острой парафрении, больных с последствиями черепно-мозговой травмы и синдромом расторможенности. Напротив, подчеркнуто правильное расположение рисунков на листе бумаги встречалось у испытуемых с ананкастными и субдепрессивными проявлениями. Сходные феномены встречались также при исследовании рисуночными тестами, требующими размещения нескольких рисунков на одном листе бумаги /тест Бентона, тест «рисунок дома, дерева, человека»/ Нам представляется, что данный феномен отражает в целом способность к планированию и самоконтролю в ситуации эксперимента. Для чрезмерно упорядоченных "пиктограмм" характерны такие феномены, как спонтанная нумерация рисунков, взятие их в рамку.

Органический графический симптомокомплекс . Сложная графическая характеристика, описанная И. Шванцара, и включающая наклон рисунка более чем на 5° от вертикальной оси, дрожащую, несовпадающую и пересекающуюся линии. На нашем материале подтверждается высокая специфичность данного симптомокомплекса для больных с органическим, поражением головного мозга.

1. "Пиктограмма" является сложным, многофакторным методом экспериментально-психологического исследования, позволяющим судить не только о продуктивности опосредованного запоминания и особенностях мышления, но и о уровне интеллектуального развития и личностных особенностях испытуемых. Предложенная модификация процедуры проведения исследования повышает медико-психологическую диагностическую ценность метода.

2. Многофакторный качественный анализ образов "пиктограммы" с последующей формализованной оценкой позволяет достаточно полно охарактеризовать каждый образ в отдельности и перейти к анализу количественных соотношений образов различного типа. Введение в качестве аналитических факторов количественных показателей позволяет анализировать "пиктограмму" в целом, отмечая не только качественные особенности, но и определяя их степень выраженности. Количественные соотношения в "пиктограмме" отражают не только операциональные и динамические характеристики мышления, но и уровень мотивации при исследовании, что является важным моментом при проведении медико-психологических исследований.

3. Учет дополнительных, не поддающихся формализации факторов - "особых феноменов" обогащает медико-психологические диагностические возможности метода, повышая чувствительность "пиктограммы" к эмоциональным и личностным особенностям испытуемых в норме и при нервно-психических заболеваниях.

4. Медико-психологическое исследование группы психически здоровых лиц позволило разработать специальный каталог образов "пиктограмм", отражающий их качественные особенности. При этом получены нормативные данные по основным количественным показателям "пиктограммы". Изучение "пиктограммы" испытуемых с различными особенностями интеллекта и личности, не выходящими за пределы психической нормы, обнаружили чувствительность метода к уровню интеллектуального развития, а также к таким особенностям характера, как неустойчивость, затруднение при планировании поведения, демонстративность. Отражение в "пиктограмме" находит также повышение тревоги и самоконтроля, обсессивные тенденции. Данная информация, получаемая при исследовании группы здоровых лиц, может быть использована в психогигиенических и психопрофилактических целях.

5. Больные с последствиями черепно-мозговой травмы и интеллектуальным снижением в ряде случаев не способны к выполнению метода "пиктограммы" либо выполняют его на низком уровне. Характерным для этих больных являются: отказы на абстрактные понятия, общая конкретность образов "пиктограммы", стереотипии, персеверации, отсутствие каких-либо элементов оригинальности, снижение количества адекватных образов и продуктивности запоминания, нарушения тонкой моторики, наличие "шоковых реакций".

6 . Для "пиктограмм" больных неврастенией характерен выбор образов, отличающихся повышенной конкретностью и индивидуальной значимостью, в ряде случаев не соответствующей высокому уровню интеллекта больных.

Обнаруживается связь индивидуально-значимых образов "пиктограммы" с конфликтной ситуацией, либо с проявлениями болезни. Отмечаются феномены "возврата", "замены", экстрапунитивные и эгозащитные высказывания.

7. У больных параноидной формой шизофрении "пиктограммы" обнаруживают тесную связь с психическим состоянием испытуемых. В состоянии обострения отмечается резкое снижение числа адекватных образов, смещение стереотипной установки, употребление букв. "Пиктограммы" больных в состоянии ремиссии близки к "пиктограммам" больных неврастенией и здоровых испытуемых.

8. Многозначность стимульного материала, отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, высокая степень свободы при выполнении метода, необходимость осуществлять активную селекцию позволяет отнести "пиктограмму" к группе проектных методов исследования личности.

1. Применение стандартизованного метода "пиктограммы" в патопсихологической практике. Научно-практическая конференция. Тезисы доклада. Одесса,1978 с.10.

2. Применение метода "пиктограммы" в дифференциальной диагностике депрессий и гипоманиакальных состояний. В кн.71 съезд невропатологов и психиатров УССР. Харьков, 1978, с.408-409.Соавт.П.11.Никифорова.

3. Симптоматическая ценность нарушений мышления при шизофрении и уровень интеллектуальности. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Одесса,1979 с 21-22.

4. Клиническое значение "пустом символики" в «пиктограмме». Журнал невропатол. и психиатр, им. С.С. Корсакова 1979, №12 с 1743-1747.

5. Оценка эмоционального состояния больных шизофренией с помощью теста Роршаха. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Одесса,1978, с 46 Соавт. - В.Е. Лановой.

6. Симптом "привнесения" при исследовании рисуночными тестами. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Одеееа,1980, с 20. Соавт. - В.Ё. Лановой.

7. Особые феномены при экспериментально-психологическом исследовании. Научно-практическая конференция» Тезисы докладов. Одесса, I960 с 14-15.

8. "Пиктограмма" и тест Роршаха. Параллельные исследования. Республиканский семинар. Тезисы докладов. Одесса,I981 с 70.

9. Фактор "упорядоченности" при исследовании рисуночными тестами. Республиканский семинар. Тезисы докладов. Одесса,1981 с 30.

10. Формализованный подход к оценке образов "пиктограммы". Республиканский семинар. Тезисы докладов. Одесса,1981, с 65-66.

11. "Пиктограмма". Проблемы личностного подхода к интерпретации данных исследования. Журнал невропатол. и психиатр. им. С.С. Корсакова.1981, 1 12 с 1832-1838.

В отечественной психологии метод пиктограммы традиционно рассматривается как относительно простой по технике проведения и в то же время весьма продуктивный исследовательский и диагностический прием. К нему, как правило, обращаются при анализе различных нарушений мышления и памяти. Пиктограмма - образ, создаваемый испытуемым для опосредствованного запоминания.

Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским. Его описание было дано А.Р. Лурия (1930). Ученица К. Левина Г.В. Биренбаум предложила использовать пиктограммы для исследования мышления (1934). Как прием экспериментально-психологического исследования пиктограммы впервые были применены Л.В. Занковым (1935), который предлагал испытуемым запомнить конкретное слово с помощью изображения на картинке. Разработка методики пиктограммы принадлежит С.В. Лонгиновой (1972).

Классический метод пиктограммы используют в патопсихологии, клинической психологии, а также при военной или судебно-психиатрической экспертизе. Он применяется в рамках описания и анализа отдельного случая, а не как “тест для массового применения”.

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Материал: 1) несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний, в которых простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т.п.

Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.

Процедура: если эксперимент проводится с детьми, то, объяснив ребенку, что будет проверяться его память, можно выбрать из легких первые выражения для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в ее понимании. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Какие бы связи и рисунки испытуемый ни создавал, не следует высказывать неодобрения.

После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним.

В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.

Слова для запоминания психолог подбирает заранее, учитывая возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Всего предъявляется 10-15 слов. В список обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.

Стимульный материал для запоминания:

Для более младших :

Для более старших :

1. Веселый праздник

1. Тяжелая работа

2. Глухая старушка

2. Ядовитый вопрос

3. Сердитая учительница

3. Мальчик-трус

4. Девочке холодно

4. Теплый вечер

5. Болезнь

6. Разлука

7. Развитие

9. Надежда

10. Зависть

10. Власть

11. Сожаление

11. Отчаяние

12. Счастье

Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм необходимо иметь параллельные наборы понятий, используемых для опосредствованного запоминания.

Обработка данных: подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного запоминания (по методике “Заучивание 10 слов”).

Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы:

1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;

2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;

3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);

4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).

Анализ результатов: предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по “слабому” признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

Представляет интерес модификация методики пиктограмм, предложенная Б.Г.Херсонским (1979, 1981, 1982). Изменения внесены не столько в проведение исследования, сколько в интерпретацию получаемых данных.

При классификации пиктограмм по качественным характеристикам учитываются следующие факторы (по ним проводится формализованная оценка рисуночных образов):

Абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорическая, геометрическая, графическая и грамматическая символика);

Фактор индивидуальной значимости;

Фактор частоты (различаются стандартные, оригинальные и повторяющиеся образы);

Фактор адекватности.

Интерпретация пиктограмм, по Б.Г. Херсонскому, включает и оценку количественных соотношений: учитывается количественное соотношение образов разного типа, количество индивидуально значимых и адекватных образов.

Представляют интерес выделенные Б.Г. Херсонским особые феномены, мало поддающиеся формализации (под неформализуемыми образами понимаются пиктограммы, основанные на ассоциациях по созвучию, на выхолощенных символах, на подборе нескольких рисуночных образов к одному понятию):

1) шоковые реакции, выражающиеся в прямом (речевом или мимическом) выражении неудовольствия либо в парадоксальных высказываниях типа “какое прекрасное слово...”, “это интересно...”. Шоковые реакции рассматриваются автором как проявление тормозящего действия аффекта на мыслительную деятельность. Отказ от выбора образа чаще всего встречается при предъявлении испытуемому наиболее сложных для опосредования понятий;

2) употребление буквенных обозначений вопреки инструкции - является либо выражением недостаточности внимания, либо - негативных тенденций;

3) феномен единой системы - при построении последующей пиктограммы испытуемый использует предыдущую, трансформируя ее. Иногда это приводит к тому, что все пиктограммы в процессе исследования оказываются взаимосвязанными;

4) феномены “замены” и “возврата” - при предъявлении нового понятия для опосредования испытуемый пытается заменить предыдущую пиктограмму либо графически ее дорабатывает. Эти феномены рассматриваются автором как проявление тревоги;

5) феномен упорядоченности пиктограммы - наличие сложной графической характеристики, проявляющейся в выборе рисунка соответственно заданию и размеру листа, в соблюдении приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними. Этот феномен отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации исследования и наиболее часто встречается у ананкастных и субдепрессивных состояниях;

6) органический графический симптомокомплекс - наклон рисунка более чем на 5 от вертикальной оси, наличие дрожащих, несовпадающих и пересекающихся линий. Этот феномен, по данным Б.Г. Херсонского, высокоспецифичен для больных с органическими поражениями головного мозга.

В исследованиях с помощью метода пиктограмм было замечено, что он может быть частично использован для характеристики некоторых личностных особенностей испытуемых, их психического состояния . При этом обнаруженный проективный характер данного метода рассматривается и понимается только в плане содержательного смыслового анализа пиктограмм. С личностными особенностями испытуемых связывается появление трех типов образов:

Образов, непосредственно касающихся личных опасений или устремлений (содержание последних уже заранее известно экспериментатору);

Эгоцентрических образов, в которых прямое обращение к собственному “Я” (эгоцентричность) рассматривается как непосредственное выражение их субъективной эмоциональной обусловленности;

- “холодных” образов, т.е. хотя и уместных для символизации заданного понятия и адекватных по содержанию, но далеких от личных переживаний, эмоционально безразличных; к ним относятся также литературные образы, ссылки на пословицы и поговорки (появление подобных образов связывается с выражением известной отгороженности испытуемого).

Таким образом, при выполнении пиктограмм испытуемый оказывается в ситуации, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от своего понимания данной ситуации и ее значения, своих мыслей и чувств. Характерным моментом является то, что ни пиктограммы, ни их словесные объяснения никогда не получают никаких оценок со стороны экспериментатора.

Особая картина наблюдается в случае применения метода пиктограмм к контингенту заведомо здоровых испытуемых. Отсутствие каких-либо нарушений в мышлении и памяти практически снимает ограничения в поиске ответа и определяющим образом усиливает значение в этом процессе “внутренних условий” - личности испытуемого, его индивидуального конкретного опыта, визуального, интеллектуального, социального. Это становится особенно очевидным, если вместо традиционного клинического набора стимульных понятий использовать понятия, заведомо имеющие для каждого испытуемого личностный смысл.

Цель : исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал : чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.

Инструкция (вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1 вариант

  1. Веселый праздник
  2. Тяжелая работа
  3. Развитие
  4. Вкусный ужин
  5. Смелый поступок
  6. Болезнь
  7. Счастье
  8. Разлука
  9. Дружба
  10. Темная ночь
  11. Печаль

2 вариант

  1. Глухая старушка
  2. Война
  3. Строгая учительница
  4. Голодный человек
  5. Слепой мальчик
  6. Богатство
  7. Девочке холодно
  8. Власть
  9. Больная женщина
  10. Обман
  11. Веселая компания

Интерпретация . При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").

Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.

3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

Конкретные (К) - конкретные предметы.

Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Примеры

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными:

В данной пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам "разлука" и "справедливость". Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации:

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему "веселый праздник" она сможет вспомнить по крестику, а "развитие" - по галочке, "болезнь" - по двум точкам, а "дружбу" по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует "веселый праздник" округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку- угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает "счастье" прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над "разлукой", а "сомнение" - прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует "сомнение" как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что "круг - это неуверенность", и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: "Как по-вашему, будет ли "неуверенность" уже или шире "сомнения" по площади?".

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией. Символические зигзаги (больного шизофренией):

Пиктограмма больного шизофренией:

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи-символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает "счастье", а спускающаяся вниз рядом - "болезнь"). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь - труд, пьяница-забор).

Стереотипные рисунки:


В целом методика "пиктограммы" очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

«Альманах психологических тестов» М., 1995.

Цель : исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал : чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.

Инструкция (вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1 вариант

  1. Веселый праздник
  2. Тяжелая работа
  3. Развитие
  4. Вкусный ужин
  5. Смелый поступок
  6. Болезнь
  7. Счастье
  8. Разлука
  9. Дружба
  10. Темная ночь
  11. Печаль

2 вариант

  1. Глухая старушка
  2. Война
  3. Строгая учительница
  4. Голодный человек
  5. Слепой мальчик
  6. Богатство
  7. Девочке холодно
  8. Власть
  9. Больная женщина
  10. Обман
  11. Веселая компания

Интерпретация . При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").

Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.

3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

Конкретные (К) - конкретные предметы.

Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Примеры

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными:

В данной пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам "разлука" и "справедливость". Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации:

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему "веселый праздник" она сможет вспомнить по крестику, а "развитие" - по галочке, "болезнь" - по двум точкам, а "дружбу" по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует "веселый праздник" округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку- угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает "счастье" прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над "разлукой", а "сомнение" - прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует "сомнение" как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что "круг - это неуверенность", и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: "Как по-вашему, будет ли "неуверенность" уже или шире "сомнения" по площади?".

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией. Символические зигзаги (больного шизофренией):

Пиктограмма больного шизофренией:

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи-символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает "счастье", а спускающаяся вниз рядом - "болезнь"). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь - труд, пьяница-забор).

Стереотипные рисунки:


В целом методика "пиктограммы" очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

«Альманах психологических тестов» М., 1995.