Поместье гончаровых. Ярополец-гончаровы

Мы решили провести в окрестностях Волоколамска. 100 с лишним километров машинка перенесла довольно бодро, в потоке к ней относились уважительно (или снисходительно), а расход топлива превзошел самые смелые мои ожидания:)

Усадьба Гончаровых в Яропольце - наша первая остановка. Это единственная восстановленная и поддерживаемая в приличном состоянии усадьба в этих краях.
Сейчас все эти здания принадлежат МАИ (Московскому Авиационному институту), а в самой усадьбе открыт дом отдыха со странным ценообразованием: 600 рублей за номер без удобств и 1500 за номер с удобствами. Зато кормят аж трижды в день.

На территории усадьбы живет какое-то нереальное количество котов:

Несмотря на то, что усадьба не заброшена, ходить никуда нельзя - все либо заперто, либо выгонит бдительная вахтерша.
Поэтому едем дальше, буквально в 300 метрах от усадьбы Гончаровых находится усадьба Чернышевых с очень необычной историей. Когда-то родовое имение генерал-губернатора Захара Чернышево считалось богатейшим в Подмосковье и его нередко называли "русским Версалем".
Формально, усадьба, находящаяся на балансе того же МАИ, охраняется, но на деле все ограничивается листком бумаги:

Увы, сейчас от былого величия мало, что осталось - усадьба разорена и находится в запустении. Этому способствовали и революция, и период Великой Отечественной Войны, и, в немалой степени, современное время.

В зияющие проемы вставлены решетки и железные двери, но на большее сил не хватило:

Известно, что Захар Чернышев был сторонником масонских идей, а также страстным поклонником театра. Поэтому, через дорогу от усадьбы он выстроил театр, где крестьяне ставили спектакли. Архитектурный проект здания в стиле переходном от барокко к классицизму приписывают Валлен-Деламоту, первому в России профессору в области архитектуры.

Уже позднее, после смерти Чернышева, его супруга перестроила театр в православную церковь, которая впоследствии стала их фамильным склепом. Церковь, прямо скажем, далека от архитектурных канонов православия:

Внутри даже с учетом многолетнего разрушения и разграбления - фантастически красиво:

Усыпальницу генерал-губернатора вандалы тоже не пощадили - отломали все, что смогли и даже залезли в нее. Скоты:

Говорят, во время Великой Отечественной войны в церковь попал немецкий снаряд, пробил пол, но не взорвался:

За церковью-театром находится колокольня, видимо, построенная уже позже. Сейчас вместо купола ее венчает водонапорный бак:

Такое запустение, конечно, приводит в уныние. Неравнодушные граждане пририсовали к формально висящей табличке "Охраняется государством" кроваво-красный вопросительный знак. Другие надписи неравнодушных граждан показывать нельзя из соображений цензуры:

Возвращаемся в усадьбу. За ней, в былые времена был разбит многоуровневый парк.

Сейчас с трудом можно угадать очертания ухоженного некогда парка:

За много веков деревья выросли, причудливо изгибаясь:



Село Ярополец, лежащее примерно в 15 километрах от Волоколамска, хорошо известно любителям истории благодаря двум великолепным усадьбам и первой в Подмосковье гидроэлектростанции.


В 1684-м году село Ярополец было пожаловано украинскому гетману П. Д. Дорошенко. В 1712-м году большое поместье было разделено между двумя сыновьями гетмана. Впоследствии одна часть имения перешла во владение рода Чернышёвых, а вторая стала собственностью Загряжских. В 1825-м году загряжскую усадьбу унаследовала Наталья Ивановна Гончарова, мать жены Пушкина. Поэт дважды приезжал в имение своей тёщи, и, видимо, по этой причине гончаровским владениям в новой истории повезло гораздо больше, чем чернышёвским.


После революции в гончаровском доме разместилась школа, в которой до самой войны существовала "Пушкинская комната" с полностью сохранившимися интерьерами и мебелью, а в чернышёвской усадьбе была больница. В войну обе усадьбы очень сильно пострадали, но гончаровские постройки с незначительными изменениями полностью восстановили в 1960-е г.г. В течение последующих десятилетий в усадьбе находился дом отдыха Московского авиационного института, который, надо отдать ему должное, исправно следил за состоянием усадьбы. Судьба же чернышёвского дома оказалась трагичной, и вот уже многие годы его жизнь висит на волоске.


Гончаровская усадьба, расположенная на высоком берегу речки Лама, начала строиться Загряжскими в середине 18-го века. Её окончательный облик сложился к концу того же столетия, когда на месте старого деревянного жилого дома вырос каменный. Результатом такого поэтапного строительства стало необычное сочетание зрелого классицизма и псевдоготики.


В центре симметричной композиции стоит классический главный дом.



Двухэтажное здание состоит из центрального корпуса и двух флигелей, объединённых крытыми галереями.




Фасад средней части украшен полуциркульной лоджией с портиком.





На красном фоне стен нарядно смотрится белокаменный и лепной декор.










При реставрации внутренняя планировка главного корпуса в основном была сохранена, а вот планировка флигелей изменена полностью.


Перед домом раскинулся просторный парадный двор, замкнутый полукругом конюшни и каретного сарая.






При реставрации 1960-х г.г. вместо ворот в конюшне и каретном сарае были сделаны окна.






Парадный двор был полностью окружён металлической оградой с тремя воротами.


За воротами, стоящими на главной оси всей композиции, стояли здания ткацких мастерских. Центральный двухэтажный корпус не сохранился, а два боковых одноэтажных дожили до наших дней.




Слева от главного жилого дома сохранился дом управляющего с конторой в первом этаже. Здание состоит из двух крыльев, соединённых ротондой.




С той же стороны от главного дома стоит и усадебный храм Иоанна Предтечи.




Миниатюрная церковь с колокольней была построена в середине 18-го века, но в начале следующего столетия она обросла приделами, портиками и стала выглядеть значительно солидней.




Вдоль берега Ламы протянулся пейзажный парк, планировка которого продиктована извивающейся лентой Ламы.


В парке сохранился полузаросший пруд, имеющий форму кольца с островом посередине.




Каких-либо садовых построек в гончаровском парке не было. Весь парк был окружён каменной оградой с башнями и встроенными прямо в ограду павильонами. Сейчас в полуруинированном виде сохранился всего один павильон, предположительно служивший оранжереей.


Гончаровский сад вплотную примыкает к чернышёвскому. К усадьбе Чернышёвых можно пройти и по дороге, но лучше у гончаровского дома спуститься к реке и прогуляться по тропинке, вьющейся вдоль живописного берега Ламы.






Минут через пятнадцать тропка приведёт к огромному пруду чернышёвской усадьбы.








Высоко на холме над прудом стоит некогда роскошный, а ныне находящийся в весьма плачевном состоянии дворец.






В 1970-х вроде бы даже начались работы по восстановлению усадьбы, но почему-то продвинулись они не далеко, и по-прежнему "пациент скорее мёртв, чем жив".








Хорошо хоть здание накрыли новой металлической крышей и обнесли крепким, тоже металлическим, забором.




Эта ярополецкая усадьба формировалась в 1760-е годы при фельдмаршале З. Г. Чернышёве. В отличие от живописно-романтического загородного дома Гончаровых чернышёвская усадьба - это скорее представительная резиденция важного и богатого вельможи.




Огромный дворец построен в стиле раннего классицизма. Двухэтажный с мезонином центральный корпус связан галереями с более низкими крыльями.




Парадный двор ограничен хозяйственными постройками и имеет трое ворот.




Парадные ворота оформлены двумя круглыми башнями.








Арочные боковые ворота ведут в расположенные симметрично относительно дворца замкнутые дворы, образованные скотным и конным дворами.






Углы каре служебных построек акцентированы квадратными башнями.






Группа строений слева от дворца уцелела лучше, а вот в правой от большинства зданий остались лишь одни фундаменты.




За пределами усадебного комплекса есть ещё несколько хозяйственных построек, но они давно потеряли первоначальный вид.




Через дорогу от дворца стоит необычная двойная церковь.






Этот двухкупольный храм в классическом стиле построен в 1798-м году.








В северной части находилась Казанская церковь, а в южной - усыпальница З. Г. Чернышёва.







Надо сказать, что выглядит храм ещё более удручающе, чем дворец.









Кирпичное здание с белокаменным и лепным узором имело деревянные внутренние опоры и перекрытия.






Одновременно с церковью началось и строительство колокольни, но её почему-то не закончили, и в 1869 / 1871 г.г. возвели новую отдельно стоящую колокольню.




От дворца к Ламе протянулся усадебный парк, состоявший из регулярного и пейзажного. Регулярный французский парк со стрижеными липами тремя террасами спускался к пруду.






Столько лет прошло, а липы всё ещё хранят следы шаровидной стрижки!






В центре этого террасного парка сохранился обелиск, установленный в память о посещении усадьбы Екатериной II.



Это единственное уцелевшее садовое сооружение, а было их в парке множество. Перспективу от главного дома через парк и пруд замыкала "Турецкая мечеть", на высоком холме над прудом стояла "Колонная беседка", овальной формы "Храм дружбы" окружали 16 колонн со сложными капителями, на аллеях стояли памятные обелиски, один из которых и сумел пережить все превратности судьбы этой роскошной подмосковной усадьбы.


Правее чернышёвского пруда, буквально в сотне метров от него, находится ещё один исторический памятник - одна из первых деревенских гидроэлектростанций.






14 ноября 1920-го года в деревне Кашино, что в восьми километрах от Яропольца, состоялось торжественное открытие деревенской теплоэлектростанции, на котором присутствовал Ленин.


В это же самое время в Яропольце представители 14 деревень собрались на совещание по вопросу строительства более мощной гидростанции, которая могла бы обеспечивать электроэнергией не только Ярополец, но и окрестные деревни. Узнав, что Ленин находится в Кашине, ярополецкие крестьяне послали к нему делегацию с приглашением приехать. Ленин приглашение принял и вечером того же дня приехал в Ярополец.


Идею строительства электростанции Владимир Ильич одобрил, а узнав, что крестьяне нуждаются в материалах, обещал помочь. Слово своё Ленин сдержал, через три дня яропольчане получили всё необходимое для строительства, и уже в начале 1921-го года электростанция начала свою работу.


Плотина на речке Лама почти примыкает к старому усадебному пруду.













В 1941-м году фашисты уничтожили электростанцию, но спустя два года силами самих колхозников она была восстановлена.


Сейчас электростанция, конечно, не функционирует, но находится в хорошем состоянии и впечатления полной заброшенности не производит.

Летопись села Ярополец началась в 1684 году, когда его пожаловали украинскому гетману Петру Дорошенко. После смерти гетмана имение было поделено между его сыновьями; в XVIII столетии северная часть была продана русским аристократам Чернышевым, а южная - Загряжским. Земли гетмана были настолько велики, что легко вместили в себя два роскошных имения.

Иван Александрович Загряжский, новый владелец Яропольца, гвардейский офицер, в 1770 году женился на богатой невесте, Александре Степановне Алексеевой. Милая, не слишком красивая девушка отличалась смирным характером, добротой и глубокой религиозностью- сплошные достоинства, но Загряжский с женой скучал, в имении бывать не любил, так что службу после свадьбы не оставил.

Его полк был расквартирован в Петербурге, где Загряжский предавался всем развлечениям, которые он мог себе позволить при положении офицера и при деньгах своей жены, лишь изредка навещая Ярополец и супругу, которая родила ему двоих детей и вела все хозяйство.

Иван Александрович никогда не хранил верность своей кроткой жене, по истине грандиозную измену совершил он в Дерпте (сейчас это город Тарту), где недолго стоял его полк. Там Загряжский увидел Ульрику фон Поссе, дочь богатейшего барона фон Липгардта и жену барона Морица фон Пассе. Ульрика была фантастически красива. К тому же вдвое моложе его жены. Ульрики исполнился 21 год. Брак ее с бароном сложился неудачно: их первенец умер, Ульрика недавно родила дочку Иоганнну, но супруги питали взаимную неприязнь, и в обществе уже ходили разговоры о неизбежном разводе (для лютеран это было проще, чем для католиков).

Услышав о том, что Ульрика практически свободна, и словно помутившись рассудком от страсти к прекрасной немке, Загряжский официально просил у барона фон Липгардта ее руки. Он будто забыл, что уже женат. Барон отказал русскому офицеру.

Однако Загряжскому удалось соблазнить Ульрику и уговорить ее на побег. Он даже обвенчался с ней по лютеранскому обряду. Ульрика вверила ему свою жизнь. Родные отказались от нее. Ее брак с бароном Морицем, разумеется, был расторгнут, дочь осталась на воспитании отца, и Ульрике запрещено было когда - либо видеть своего ребенка. Ульрика отправила покаянное письмо отцу. Но барон фон Липгардт ни слова в ответ блудной дочери не написал, только через посыльного передал свои слова: «Дочь для него отныне мертва, и он проклинает ее красоту, принесшую ему столько позора...»

Почти два года Иван Александрович возил Ульрику за собой всюду, куда следовал его полк: даже на Кавказе блистал в ее обществе, представляя всем как свою супругу. Но когда пришло время возвращаться в Петербург, Загряжский приуныл.

Мог разразиться скандал, ведь в Петербурге знали о его первой, законной жене, и там же служили фрейлинами при русском дворе две сестры Ульрики. А многоженство- серьезное преступление, за это можно было поплатится заточением в крепость.… К тому же Загряжский уже пресытился красотой Ульрики, а она была беременна и всё хуже переносила бесконечные переезды…

То, что он решил предпринять, чтобы наилучшим образом устроить ситуацию, шокировало его современников: Загряжский отвез беременную Ульрику в Ярополец, к своей жене Александре Степановне, и предложил женщинам самим решать между собой, которая из них жена ему. Сам же уехал в Петербург.

Ужас, отчаяние, унижение Ульрики, пожертвовавшей всем ради любви к человеку, который так жестоко ее предал, вызвали искреннее сострадание у Александры Степановны. Она еще любила своего беспутного мужа, но понимала, что у нее - законной жены- есть права, а эта хрупкая женщина бесправна и беззащитна и, если бы Александре Степановне вздумалось, она могла бы прогнать Ульрику, и никто бы ее не осудил.

Будучи истиной христианской и просто хорошим человеком, Александра Степановна взялась опекать и утешать любовницу мужа.

Брошенная Загряжским, Ульрика захворала от переживаний, и Александра Степановна хлопотала о ее лечении. Приказала готовить для нее питательные блюда, выводила на прогулки в сад и напоминала о долге перед младенцем, которого немка носила под сердцем.

Ульрика родила девочку, которую окрестили Натальей. Александра добилась от мужа, чтобы девочку официально удочерили, и чтобы в правах она не отличалась от других детей Загряжского - от ее собственных детей! Кстати, сама она родила Загряжскому после Ульрики еще двоих наследников.

Ульрика продолжала жить в Яропольце незаметной тенью, прячась от всех, кто приезжал в поместье. Ульрика отдалилась от всего мира, погруженная в депрессию, она мало обращала внимания даже на собственную дочь. Истинной матерью Наталье стала Александра Степановна.

Ульрика скончалась в 1791 году, ей было всего 31. Похоронена она в Яропольце, но могила ее затерялась. Александра Степановна умерла в 1800 году, а Иван Загряжский - в декабре 1807-го.

Вскоре Наталья удачно вышла замуж за умного, искренне ее любившего, богатого и знатного Николая Гончарова. Ярополец достался Наталье Ивановне в качестве приданого, так что теперь он известен как Ярополец Гончаровых, а не Загряжских.

Наталья Ивановна слыла красавицей, и некоторое время была фрейлиной при царском дворе. Но казалось, проклятье барона фон Липгардта настигло и ее. Муж, Николай Афанасьевич, с которым они поначалу жили счастливо, сошел с ума и спился, страдал припадками буйства...

И на плечи Натальи Ивановны легли все заботы о хозяйстве и воспитании детей, что ожесточило ее характер- близкие запомнили ее тяжелым, малоприятным человеком.

Наталья Ивановна родила от Гончарова трех сыновей и трех дочерей. Две старшие девочки - Екатерина и Александра - были недурны собой, но младшая, Наталья, была поистине ослепительна.


Все, кто знал Ульрику, говорили, что юная Натали - ее живой портрет…

О судьбе же Натальи Гончаровой, которая стала женой Александра Пушкина, знают многие. Пушкин называл свою жену ангелом и мадонной: « Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете, а душу твою люблю я еще больше твоего лица».

В 1833 и 1834 годах в усадьбу Ярополец, приезжал Александр Сергеевич Пушкин.

Александра Сергеевича в семействе никогда особо не любили, потому и был он там всего два раза, и то проездом, с ночевкою...

Он приезжал сюда к матери своей жены – Наталье Ивановне Гончаровой.

Поэт писал о том, что теща «живет очень уединённо в своём разорённом дворце».

Вот цитата из письма Александра Сергеевича к супруге: «В Ярополец приехал в середу поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше… Ей очень хотелось бы, чтоб ты будущее лето провела у нее. Она живет очень тихо и уединенно в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки, Дорошенко, к которому я ходил на поклонение.

Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен». (Письмо Пушкина жене, 26 августа 1833 года)

Среди ярополецких крестьян бытовало предание, что в 1833 году Пушкин посоветовал своему шурину И. Н. Гончарову построить новую часовню над могилой Дорошенко.

Памятник, поставленный в честь посещения этого места великим русским поэтом

А.С. Пушкиным, стоит недалеко от центрального дома усадьбы, встречая всех посетителей этого замечательного места.

Гончаровы продолжали владеть усадьбой до самой революции. Последней обитательницей имения была вдова Николая Ивановича Гончарова (1861-1902 гг.), Елена Борисовна Гончарова (1864-1926 гг.), урождённая княжна Мещерская, которая способствовала открытию в 1915 году в Яропольце четырёхклассной земской школы. Благодаря последней хозяйке в 1918 году усадьба была принята на государственный учет как памятник культуры.

Гончарова добилась выдачи ей «охранной грамоты» от отдела по делам музеев и охране памятников старины при Наркомпросе. Однако на должность хранителя усадьбы был назначен художник из Сергиева Посада Н. П. Яныченко, а Гончарова поздней осенью 1918 года уехала из Яропольца, а позже из России.


Современная история усадьбы Гончаровых

Начиная с 1918 года, усадьба была зарегистрирована и взята на учет как архитектурно-исторический памятник, а в 1928 году в главном здании усадьбы была реставрирована и Пушкинская комната. Одно время после революции здесь существовал художественно-бытовой музей, затем школа, дом отдыха. Усадьба была включена в сеть музейных учреждений. В зданиях, расположенных на территории усадьбы с 1920 года, располагалась Ярополецкая средняя школа.


Фашистская оккупация 1941 года нанесла огромный ущерб усадьбе. В пожаре была уничтожена Пушкинская комната и внутреннее убранство дома, были практически уничтожены парки усадьбы и хозяйственные постройки.

Главное усадебное здание было приспособлено оккупантами под конюшню.

Среди местного населения война породила легенду о том, что под усадьбой Гончаровых находится подземный ход, который ведет к ценностям, оставленными немцами во время войны.


Первые реставрационные работы проводились в усадьбе в 60-х годах двадцатого века. После проведенных работ усадьба приобрела вид максимально приближенный к первоначальному, тому какой ее видел А.С. Пушкин.

В настоящее время усадьба Гончаровых - одна из красивейших, полностью восстановленных усадеб. Горбачева Н. Прекрасная Натали.- М.: Олимп, 1998.- 480 с., ил.

Прокофьева Е. Ловушки красоты // Крестьянка – 2011 - №2 – с.28-30.

Подмосковье богато сохранившимися до наших дней старинными дворянскими усадьбами, представляющими интерес для людей, которые увлекаются отечественной историей. Посетив и осмотрев замечательные архитектурные ансамбли, туристы проникнутся духом старины и получат от созерцания живописнейших мест.

Одной из достопримечательностей Московской области является усадьба Гончаровых (Ярополец), расположенная в Волоколамском районе на реке Ламе в селе Ярополье. Каждый, кто хоть раз посетил эти места, говорит о ее уникальности, атмосферности и красоте. Отзывы туристов, побывавших в усадьбе, свидетельствуют о том, что история этого места все еще жива.

Историческая справка

Что необычного скрывает в себе усадьба Гончаровых? Ярополец - необычное село. Это подтверждается многочисленными отзывами тех, кому довелось там побывать. Усадьба основана украинским гетманом Дорошенко на земле, полученной в 1684 году от русского царя Алексея Михайловича за службу. Название усадьбы происходит от сочетания слов «ярое поле» и связано с тем, что на этом месте разводились охотничьи собаки. Имение представляет собой целый комплекс старинных построек различного назначения, составляющих целостный

Хозяева имения

На протяжении нескольких столетий неоднократно менялись хозяева усадьбы. Она передавалась в качестве приданого и принадлежала роду Загряжских и Гончаровых. Именно здесь родилась теща поэта А. С. Пушкина Наталия Ивановна Гончарова. Сюда каждое лето приезжала будущая жена и муза великого поэта - Наталья Сергеевич Пушкин, женившись на Наталье Николаевне Гончаровой, также неоднократно посещал имение.

До революции 1917 года усадьба находилась в собственности рода Гончаровых. Благодаря стараниям последней владелицы имения Елены Борисовны Гончаровой в селе Ярополье была открыта четырехклассная земская школа. Уже в советское время Елена Борисовна добилась постановки усадьбы на государственный учет в качестве памятника культуры. В 1918 году отделом по делам музеев и охране памятников Народного комиссариата просвещения была выдана «охранная грамота», согласно которой имение не подлежало реквизиции.

Усадьба во время войны

В годы Великой Отечественной войны село Ярополье было оккупировано немецкими войсками. За время оккупации усадьба существенно пострадала. Были разрушены кровля, перекрытия. Также была утрачена часть декора фасада. Наиболее крупные повреждения были причинены усадьбе после взрыва немецкого склада боеприпасов, расположенного в непосредственной близости от зданий. После войны усадьба родителей Натальи Гончаровой в Яропольце находилась на протяжении пятнадцати лет в полуразрушенном состоянии. Свою лепту в ее разрушение внесли местные жители, разбиравшие строительные материалы, пригодные для использования. Состояние усадьбы в конце сороковых годов XX века зафиксировано в кинофильме «На графских развалинах». В 1953 году был разобран мавзолей основателя усадьбы гетмана Дорошенко. В целом состояние усадьбы после окончания войны оставалось весьма плачевным.

Новая жизнь

Новая жизнь для усадьбы началась в 1960 году после ее передачи для организации дома отдыха Московского авиационного института. В это время она была реставрирована по проекту, созданному трестом «Мособлреставрация». Восстановление проводилось с учетом дальнейшего использования в качестве дома отдыха. При этом парк и прилегающие сооружения не реставрировали. В 1970 г. усадьба Гончаровых (Ярополец) была полностью восстановлена и приобрела довоенный облик. При этом из интерьера исчезли многие элементы декора, помещения приобрели иную внутреннюю планировку. В ходе реставрации были применены современные материалы, отчего интерьер стал безликим. Внутренние помещения приобрели типовой характер, был не соблюден исторический облик. Несмотря на то, что реставрация не была направлена на восстановление исторического облика усадьбы, она в целом сыграла положительную роль, и благодаря проведенным работам, было сохранено поместье в селе Ярополец. Усадьба Гончаровых - дом отдыха. Теперь здесь не только можно прикоснуться к истории, но и хорошо отдохнуть.

В ходе реставрации была приведена в порядок «Пушкинская комната». Помещение является на сегодняшний день единственным, в котором сохранен исторический интерьер XIX века. проводились по снимкам 1937 года. Колонны были восстановлены благодаря случайно найденному на чердаке образцу.

В отзывах туристов часто упоминаются отдельные постройки на территории поместья. Очень привлекательно выглядит усадьба Гончаровых (Яропольце). Фото не отобразит в полной мере все величие сооружения.

Церковь Иоанна Предтечи

Что сейчас в усадьбе Гончаровых в Яропольце? Наиболее ранней из усадебных построек является церковь из кирпича, построенная в 1755 г. по заказу тогдашнего владельца имения А. А. Загряжского. Внутренний интерьер церкви имеет боковые входы со ступенчатыми арками. Стены покрыты фресками, описывающими библейские сюжеты. Сегодня в храме проводятся богослужения.

Одна из главных причин, чтобы отправиться в село Ярополец - усадьба Гончаровых. Какие же еще сооружения находятся при имении?

Господский дом

В ходе проведенной после войны реставрации максимально достоверно был передан интерьер господского дома. Благодаря связи с биографией великого поэта имение Гончаровых в советский период было сохранено. Господский дом и комната, в которой проживал поэт в ходе посещения имения, был отреставрирован в соответствии с исторической эпохой. Дом соединен с двумя флигелями галереями. Главным украшением господского дома является портик из шести колонн. За ним находится полукруглая лоджия. На входе в парк также находится портик. Белый декор удачно контрастировал со стенами, выложенными из красного кирпича. Стены внутри помещений господского домика изначально были украшены росписями, изображавшими парковые виды в обрамлении бордюров. Элементы внутреннего оформления были заимствованы из интерьеров усадьбы Архангельское. Во второй половине 18 века напротив храма был построен флигель, состоявший из двух этажей. При его строительстве особое внимание было обращено на соблюдение стилистического единства с церковью. Два крыла дома соединены полуротондой и сходятся под углом. Полуротонды и входы оформлены парными пилястрами. На втором этаже флигеля проживал управляющий. Сегодня все это можно посмотреть в селе Ярополец. Усадьба Гончаровых - адрес: Московская обл., Волоколамский р-н, село Ярополец, ул. Пушкинская, 19.

Корпус конюшни

Двор по периметру окружен металлической оградой со столбами из белого камня. Вариант оформления усадебного комплекса дугообразными корпусами типичен для архитектуры XVIII века. Во дворе усадьбы расположены каретник и конюшня. В центре курдонера стоит бюст А. С. Пушкина. Таким образом, усадьба Гончаровых (Ярополец) представляет собой прекрасный образец усадебной архитектуры эпохи классицизма. Здания и сооружения составляют гармоничный, целостный архитектурный ансамбль. Наиболее целесообразным вариантом дальнейшего использования данного уникального памятника отечественной архитектуры было бы продолжение реставрационных работ и превращение усадьбы в музей помещичьего быта конца XVIII - начала XIX века. Реставрационные работы, проведенные на современном уровне, помогли бы вернуть зданиям их исторический облик и максимально воссоздать атмосферу быта ушедших эпох.

Ткацкие мастерские

На территории усадьбы находились здания производственного назначения. К настоящему времени сохранились возведенные в конце XVIII века ткацкие мастерские, представляющие одноэтажные корпуса, торцами выходящие на курдонер. Мастерские были декорированы лишь с торцов. Наличие на территории усадьбы различных построек производственно-хозяйственного назначения является типичным для помещичьего имения. Производство было направлено на удовлетворение потребностей владельцев поместья, а также часть продукции направлялась на продажу и становилась источником дохода. За исключением ткацких мастерских, производственные постройки не сохранились. В те времена процветало село Ярополец. Усадьба Гончаровых также вложила в это свою лепту.

Парк

Первоначально, судя по сохранившемуся плану, парк был небольшим и располагался напротив дома. От центра парка веером расходились аллеи. В парке находилась оранжерея, в которой выращивались многочисленные сорта экзотических для Подмосковья фруктовых деревьев. Лучшую часть парка составляла гора над На ней находились различные фигуры, и вся она была покрыта дерном. В конце XVIII века украшавшие парк фигуры были убраны. По периметру была установлена ограда, представлявшая собой крепостную стену, выполненную в готическом стиле. Ограду украшали построенные из красного кирпича и декорированные белыми деталями порталы и башни.

Необычные постройки

К настоящему времени сохранилась часть стены, которая отделяет имение от села Ярополец. Усадьба Гончаровых находится недалеко от реки, вблизи которой сохранились руины двухэтажного здания, ошибочно называемые охотничьим домиком. Существует предположение, что на самом деле это здание представляет собой масонский храм. Данное утверждение основано на том, что один из владельцев имения - Б. А. Загряжский - был масоном. Однако отсутствие масонской символики на здании говорит об обратном. Таким образом, назначение этого здания достоверно не установлено. Проектируя парковый ансамбль усадьбы, архитектору удалось гармонично совместить два стиля. Постройки, созданные в стиле классицизма, органично дополняются готическими сооружениями.

К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной скульптуры, служившей украшением паркового ансамбля. Также не сохранился двухэтажный театр, расположенный неподалеку от усадьбы.

Как добраться до усадьбы?

Судя по отзывам, особо привлекает туристов живописная местность, в окружении которой расположена усадьба. В настоящее время на территории бывшего парка растут многочисленные деревья (тополя, березы, липы и лиственницы), посаженные, видимо, при строительстве усадьбы. Единственная сохранившаяся аллея из лип, названная Пушкинской, ведет к круглому острову, окруженному каналом, соединенным с рекой Ламой. Таким замечательным местом является в селе Ярополец усадьба Гончаровых. Как добраться до столь удивительных мест? На автомобиле следует двигаться по Новорижскому шоссе. Через 100 км будет город Волоколамск. Проехав его, следует двигаться в село Ярополец, которое удалено от города на 10 км.

Таким образом, усадьба Гончаровых, являясь одной из ярких достопримечательностей Московской области, может быть рекомендована для посещения туристами, желающими прикоснуться к частичке исторического прошлого нашей страны.

Ярополец. Часть 3. Усадьба Гончаровых.

В крайней части про Ярополец, несколько снимков из усадьбы Гончаровых и еще немного села.

"От бывшего гетмана Петра Дорошенко через его сына Александра по родственной преемственности усадьба перешла к дочери Александра Петровича Дорошенко - Екатерине Александровне (рожд. 1720 г.), вышедшей замуж за Александра Артемьевича Загряжского (1716 - 1786).

Загряжские относились к древнему дворянскому роду. В российском гербовнике о них сказано: "...служили наместниками, воеводами, посланниками и в иных чинах и жалованы были от государей в 1500 и других годах поместьями".

Архивные источники не дают сколько - нибудь исчерпывающих сведений о состоянии усадьбы при Александре Артемьевиче Загряжском. Известно лишь, что в 70-х годах XVIII века усадьба все еще значилась за А. А. Загряжским; главный дом усадьбы был деревянным, а ныне существующего каменного дома с флигелями еще не было. Так же упоминаются каменные службы. Есть основание подразумевать, что эти строения впоследствии были переделаны во флигели и соединены переходными галереями с главным домом. Предположение это основано на том, что в описании 1755 г. каменные службы уже не упоминаются, а называется "дом господский и при нем флигели каменные о двух этажах"."

Историческая справка заимствована отсюда.

1. Вход на территорию открыт. Реставрация здания проведена как-то неряшливо и некрасиво. В усадьбе расположена база отдыха МАИ. На дверях надпись - Посторонним В.

"В 1786 году владельцем усадьбы становится один из сыновей А. А. Загряжского - Борис Александрович (рожд. 1742 г.), генерал-майор, волоколамский уездный предводитель дворянства. В 80-90-х годах XVIII века он завершает капитальную застройку усадьбы, начатую его отцом - А. А. Загряжским в конце 1770-х гг.

Третий из сыновей А. А. Загряжского, Иван Александрович Загряжский, "молодой блестящий гвардеец", впоследствии генерал-лейтенант, имея уже жену и двух дочерей, выехал один за границу и вернулся в свою семью со второй женой, у которой через несколько месяцев после приезда в Ярополец, а именно 22 октября 1785 года, родилась дочь Наталия - будущая теща А. С. Пушкина. Первая жена чутко, по-матерински, отнеслась к горю своей невольной соперницы, полюбила и воспитала ее дочь, в раннем детстве лишившуюся матери. Она не отличала не отличала Наталию от своих детей и поддерживала нормальные родственные отношения между ней и своими дочерьми Софьей и Екатериной, ставшими фрейлинами при дворе, где потом являлась и красивая Наталия.

В январе 1807 года Наталия Ивановна Загряжская вышла замуж за Николая Афанасьевича Гончарова (1787 - 1861). В декабре того же года умер ее отец И. А. Загряжский.

27 августа 1812 года у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина. Начиная с 1814 года Н. А. Гончарова постигает тяжелая участь: появляются первые признаки умственного расстройства. В 1823 году его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Н. И. Гончарова остается хозяйкой дома с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия."


2.

"В 1821 году, получив по разделу имений с сестрами Загряжскими Ярополецкую усадьбу, Наталия Ивановна становится распорядительницей усадьбы и каждое лето с детьми живет в ней. Из семейной переписки видно, что усадьба ей очень нравилась. Имущественные дела Гончаровых в это время были неблагополучны. После смерти расточительного Афанасия Николаевича - отца Николая Афанасьевича в 1832 году обнаружились колоссальные долги - более миллиона рублей. По правилам майората наследство это должно было перейти к сыну - безнадежно больному Николаю Афанасьевичу. В ноябре 1832 года опекунство над Н. А. Гончаровым было поручено его сыну Дмитрию.

1 августа 1848 года Наталия Ивановна Гончарова приехала в Иосифо-Волоколамский монастырь "на богомолье", там занемогла и 2 числа скончалась, а 4 августа была похоронена в монастыре "по христианскому православному чинопочитанию". 30 апреля 1852 года молодое поколение Гончаровых полюбовно разделили имение.

С 80-х годов имением владел сын И. Н. Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Елена Борисовна Гончарова, урожденная княгиня Мещерская. В 1918 году усадьба взята на учет как архитектурно-исторический памятник. В 1928 году в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната и включена в сеть музейных учреждений. В остальных помещениях с 1920 по 1960 гг. была размещена Ярополецкая средняя школа."


3. К своей тёще два раза приезжал А.С. Пушкин.

"Переломным моментом в состоянии ансамбля стал 1941 год, когда после освобождения Яропольца от оккупации специальная комиссия зафиксировала огромный ущерб, причиненный зданиям и паркам.

В 1992 г. на территории усадьбы снимался кинофильм Лескова "Очарованный странник", а в 1994 г. - "Барышня крестьянка" А.С. Пушкина."

5. Церковь Екатерина. По всей видимости внутри в советские годы был клуб. Сохранилась сцена. В настоящий момент в храме идут службы.

8. Мне больше всего понравилась стена окружавшая усадьбу.

9. Ребенок решил изучить старину.