Правописание наречий, производных предлогов и союзов. Правописание производных предлогов Упражнение по теме правописание предлогов

Конспект урока по русскому языку

студентки IV курса I группы

Чижиковой Натальи Леонидовны.

К проведению урока допускаю:

Семёнова Л. А.:

Зуева А. А.:

Тема: «Правописание производных предлогов. Практикум».

Цель: закрепить на практике правописание производных предлогов.

Задачи:

Ведущее слово.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня вы выполните практикум по теме «Правописание производных предлогов», а в конце урока сдадите эти тетради и получите другие. Запишите дату – сегодня первое марта. Классная работа. Практикум.

Глобальное слушание.

Запись в тетради.

Первое марта.

Классная работа.

Практикум.

Записано на доске.

2.Закрепление изученного материала.

Ведущее слово.

Для того, чтобы вспомнить правописание производных предлогов, давайте выполним следующее упражнение. Вам нужно записать предлоги, раскрывая скобки, выявить, что общего у предлогов первой и второй группы и вместе взятых.

Репродуктивная беседа.

Почему данные предлоги разделены на две группы?

Найдите общее между двумя этими группами.

Запись в тетради.

I Впереди, внутри, вокруг, позади, поперёк, вопреки, наперекор.

II Вследствие, ввиду, насчёт, вроде, наподобие, вместо.

В первой группе предлоги образованы от наречий, во второй – от существительных.

Предлоги в обеих группах пишутся слитно.

Языковой материал (записан на доске).

I (В)переди, (в)нутри, (во)круг, (по)зади, (по)перёк, (во)преки, (на)перекор.

II (В)следствие, (в)виду, (на)счёт, (в)роде, (на)подобие, (в)место.

3.Проверка домашнего задания.

Ведущее слово.

На дом вам было задано 702-е упражнение на 98-й странице. Вам нужно было списать предложения и раскрыть скобки. Давайте проверим.

Запись в тетради.

1) Н ар яду с основными предметами в школе изучается история мировой культуры. – Наряду – предлог, пишется слитно, образован от наречия и можно заменить предлогом вместе. Невдалеке на ряду скоше нн ой травы сидела жёлто - зелёная птичка. – На ряду – существительное, т.к. к нему можно задать вопрос: сидела (где?) на ряду; скошенной – пишем с нн, т.к. образовано от прилагательного скошенный; жёлто-зелёная – пишем через дефис, т.к. это наименование цвета. 2) Благодаря из - за стола. – Благодаря – деепричастие, т.к. к нему можно задать вопрос – поднялись (как?) благодаря ; из-за – пишем через дефис, потому что это сложный предлог. Благодаря обильным дождям сад не нужно было поливать. – Благодаря – предлог, т.к. к нему нельзя задать вопрос – не нужно было поливать (благодаря чему?) благодаря дождям; не нужно – пишем раздельно, т.к. нельзя заменить синонимом без не. 3) Повторите монолог, не смотря в книгу. – Не смотря – деепричастие, пишем раздельно, т.к. к нему можно задать вопрос: повторите ( как? ) не смотря. Н ес мотря на крики людей, кабаны шли прямо к кукурузе. – Несмотря – пишем слитно, потому что это предлог, т.к. к нему нельзя задать вопрос: шли (как)несмотря на крики. 4) Вс ледствие н ав однения многие постройки были смыты. – Вследствие – предлог, т.к. к нему нельзя задать вопрос: были смыты (вследствие чего?) вследствие наводнения, также его можно заменить предлогом из-за; наводнения – пишем слитно, т.к. нет слова воднение. В следствие включился знаменитый сыщик. В следствие – пишем раздельно, потому что это существительное, можем задать к нему вопрос: включился (куда?) в следствие.

Языковой материал.

1) (На)ряду с основными предметами в школе изучается история мировой культуры. Невдалеке (на)ряду скоше(н, нн)ой травы сидела (жёлто)зелёная птичка. 2) Благодаря хозяйку, гости шумно поднялись (из)за стола. Благодаря обильным дождям сад (не)нужно было поливать. 3) Повторите монолог, (не)смотря в книгу. (Не)смотря на крики людей, кабаны шли прямо к кукурузе. 4) (В)следствие (на)воднения многие постройки были смыты. (В)следствие включился знаменитый сыщик.

4. Домашнее задание.

Ведущее слово.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: страница 82-я, упражнение 663-е. давайте прочитаем задание.

Инструктивное слово.

Итак, дома вам нужно будет составить словосочетания с данными словами, распределяя их на два столбика – предложные и беспредложные. Составить 2 предложения с причастным оборотом после определяемого слова. Кто не понял?

1. С данными словами составьте словосочетания, в которых главным словом является причастие. Запишите эти словосочетания, распределяя на две группы: предложные и беспредложные.

2. Докажите, что записанные вами словосочетания могут служить причастными оборотами. Используя их, составьте два предложения, в которых причастия с зависимыми словами будут стоять после определяемого слова. Объясните постановку знаков препинания.

Спросить 2 – 3 человека.

5. Практикум.

Ведущее слово.

Мы записали задание на дом. Теперь приступим к выполнению практикума. Он будет состоять из 3-х заданий. Первое задание у вас на карточках. Выполняем по вариантам: 1 и 2. Задания для обоих вариантов одинаковые, примеры разные. Пока вы работаете по карточкам, я напишу на доске второе задание.

Ведущее слово.

Вы выполнили задания. Теперь давайте обратимся к книжечкам с тестами, которые вы раздали в начале урока. Откройте 34-ю страницу. Перед вами тест по предлогам по вариантам, в каждом из которых 9 заданий. Номера вариантов остаются за вами – 1-й вариант выполняет задания к 1-му варианту, 2-й – ко 2-му. Если будут возникать вопросы по ходу выполнения, подойдите потихоньку и спросите или поднимите руку – я подойду.

Запись в тетради.

Вариант I

1. В течени е несколько дней лили проливные дожди.

2. Вс ледстви е частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов.

3. В продолжени е ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась.

4. В виду ожидаемых заморозков теплолюбивые растения укрыли соломой.

5. Н ес мотря на чудесную погоду, на побережье пустынно.

Вариант II

1. Капитан Бонавентура с караулом поскакал навстречу экипажу, появившемуся на дороге.

2. Ввиду недостатка в продовольствии сокращение пути теперь было особенно важно.

3. Впереди машины взметнулся клуб чёрного дыма.

4. Вследствие сильной жары река обмелела.

5. В области изучения космоса наша страна достигла больших успехов.

Запись в тетради.

Вариант I

Вследствие (предлог) сильной засухи все мелкие речки пересохли. – В следствии (сущ.), которое велось после автомобильной аварии, вина шофёра была установлена. – В следствии (сущ.) по делу о поджоге были внесены показания ночного сторожа.

Вариант II

В течение (предлог) этого года было закончено строительство нового корпуса завода. – В течении (сущ.) всякой речи бывают изгибы. – Наша лодка попала в течении (сущ.) реки такое сильное, что рыбаки едва с ним справились.

Запись в тетради.

Вариант I Вариант II

1) а 1) г

2) а, в, д 2) а, б

3) а, г 3) а, г

4) а, б 4) в, г, д

5) б, г 5) а

6) а, в, г 6) а

7) в 7) а

8) б 8) г

9) г 9) б

Языковой материал (карточки).

Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу производные предлоги.

Вариант I

Слова для справок:

Вариант II

Слова для справок:

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, укажите часть речи у выделенных слов (на доске).

Вариант I

(В)следстви_ сильной засухи все мелкие речки пересохли. – (В)следстви_ , которое велось после автомобильной аварии, вина шофёра была установлена. – (В)следстви_ по делу о поджоге были внесены показания ночного сторожа.

Вариант II

(В)течени_ этого года было закончено строительство нового корпуса завода. – (В)течени_ всякой речи бывают изгибы. – Наша лодка попала (в)течени_ реки такое сильное, что рыбаки едва с ним справились.

Тесты см. в приложении.

Приложения.

Вариант I

1. Предлог – служебная часть речи, которая:

а) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;

б) связывает однородные члены предложения в составе сложного;

в) вносит различные оттенки в предложение.

2. Укажите словосочетания с производными предлогами:

а) ходить вокруг дома;

б) идти через мост;

в) двигаться вдоль дороги;

г) надпить на конверте;

д) стоять около школы;

е) отступать от темы.

3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:

А. Оплатите за билет.

Б. Укажите на недостатки.

В. Интересуйтесь о результатах.

Г. Уверенность в победу.

Д. Поехать на трамвае.

4. Укажите словосочетания с простыми предлогами:

а) жить у моря;

б) поступать наперекор всем;

в) показалось из-за туч;

г) ждать в течение суток;

д) поступать в силу обстоятельств.

5. Найдите предложения, в которых выделенные слова – предлоги:

А. Шёл, не смотря по сторонам.

Б. Несмотря на занятость, он помогал другу.

В. Он оправдывался, не смотря в глаза.

Г. Туристы, несмотря на дождь, продолжали маршрут.

6. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлоги:

А. Стадо потянулось мимо дома.

Б. Дева глядит вокруг изумлёнными глазами.

В. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.

Г. Поперёк дороги уложили брёвна.

Д. Впереди шли самые стойкие.

а) б) в) г)

В течени.. реки и е и е

В течени.. часа и е е е

В течени.. всей дороги и и е е

В течени.. лета и е е и

а) б) в) г)

Благодаря решени.. я ю ю я

Согласно желани.. ю ю я я

Встретиться по прибыти.. и и ю ю

Сообщить по окончани.. ю и и ю

А) б) в) г)

р..зиденция е и и е

п..риод и е и е

изобр..зить о а о а

ф..нтазия а о о а

Вариант II

1. Укажите неверное утверждение:

а) предлог – служебная часть речи;

б) предлог служит для соединения слов в предложении;

в) предлоги служат для выражения лексических значений;

г) предлоги не являются членами предложения.

2. Найдите словосочетания с непроизводными предлогами:

а) прыгать через лужи;

б) жить при станции;

в) благодаря обильным дождям;

г) поступать в соответствии с нормой;

д) растёт около забора;

е) строить позади дома.

3. Укажите словосочетания, в которых допущении ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:

а) обсудило о работе;

Б) уйти из завода;

В) платить за проезд;

Г) отзыв на рассказ;

Д) вернуться из Москвы.

4. Найдите словосочетания с составными предлогами:

а) пойти в театр;

Б) не спать из-за ветра;

В) в счёт будущего года;

Г) в течение дня;

Д) в силу сложившихся обстоятельств;

Е) прибавить к двум.

5. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлоги:

А. Мы бежали (на)встречу брызгам волн.

Б. Они отправились (на)встречу с артистами.

В. (На)встречу с ним он не надеялся.

Г. Ветер гнал листья (на)встречу.

6. Найдите предложения, в которых выделенные слова – предлоги:

А. Все ушли, благодаря хозяйку за гостеприимство.

Б. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.

В. Земля вращается вокруг солнца.

Г. Вопреки моему желанию, они познакомились.

Д. Впереди шёл командир отряда.

7. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

в продолжени.. ночи е и е и

в продолжени.. романа и е и е

в продолжени.. часа е и е и

в продолжени.. повести и и е е

8. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 7:

а) б) в) г)

Вопреки ожидани.. я ю я ю

Согласно решени.. я я ю ю

Поговорить по прибыти.. е ю ю и

Отдыхать по окончани.. и е ю и

9. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное 7:

А) б) в) г)

Ф..нтазия о а о а

Впоследстви.. е и и е

Изобр..зить о а о а

Р..зиденция и е е и

Вариант I

1. … несколько дней лили проливные дожди.

2. … частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов.

3. … ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась.

4. … ожидаемых заморозков теплолюбивые растения укрыли соломой.

5. … чудесную погоду, на побережье пустынно.

Слова для справок: (в)течени_, (в)следстви_, (в)продолжени_, (не)смотря на, (в)виду.

Вариант II

1. Капитан Бонавентура с караулом поскакал … экипажу, появившемуся на дороге.

2. … недостатка в продовольствии сокращение пути теперь было особенно важно.

3. … машины взметнулся клуб чёрного дыма.

4. …сильной жары река обмелела.

5. … изучения космоса наша страна достигла больших успехов.

Слова для справок: (в)следствие, (в)виду, (в)области, (в)переди, (на)встречу.

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание предлогов» Упражнение 1. Раскройте скобки. Там, где нужно, поставьте дефис. Выйти (из) комнаты, из(за) болезни, узнать (от)друга, присесть (к)столу, по(над) лесом, (по)реке, взяться(за) дело, инспектор (из)министерства, невнимательный (к) людям, скупой (на)слова, из(под) стола, путь(к) заводу, лекарства(от)гриппа, добрый (по)натуре, рассеянный (до)крайности, полезный (для)практики, мечтать (о)счастье, поставьте (на)шкаф, бродить (по) городу; подумать (перед)тем, как отвечать; смахнуть пыль (с)плеча, ждать (до) утра, признаться (при)всех, думать (об, обо)мне, (под, подо)льдом, (с)нами, (через) реку, (по)лугу, (за)днепром, (у)калитки, по(за)тыном огород, (со)стола, (без, безо)всяких усилий. Упражнение 2. Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже. Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), 1 / 17

2 действовать согласно (предписание), скучать по (сын). Упражнение 3. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. 1) (В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста; недостатки выявились (в) завершени... отчета; он пробыл (в) заключени... три года, (во)избежан... пожара, (в)отношен... доклада; все дело (в)отлич... между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам. 2) (В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В)следстви... по этому делу было много погрешностей. (В)заключени... доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в)заключени... находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени... акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В)следстви... ремонта клуб был закрыт. Упражнение 4. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов. 2 / 17

3 (В)следстви... сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти... на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви... по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени... романа известного автора, (в)продолжени... утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени... пяти лет, (в)течени... бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви..., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени... недели, наблюдать изменения (в)течени... реки, отсутствовать (в)продолжени... месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени... романа, отменить экскурсию (в)следстви... дождя, (в)последстви... вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви... с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды. Упражнение 5. Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги. 1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма (Полев.). 2. (По) (над) Доном сад цветет (Колъц.). 3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 5. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.). 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.). 7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек 3 / 17

4 (Ч.). 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 11. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка (Г.). 12. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 13. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 14. (По) среди обширных трудов своих он не переставал осведомляться о своем любимце (Л.). 15. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распростились (Стан.). 16. Все эти доходы переведите (на) счет нашей бригады. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след (Т.). 18. Охотники осторожно, след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям... (Гр.). 21. Он всегда действовал (на) перекор. Упражнение 6. Спишите, раскрывая скобки. Вместо точек на конце слов поставьте нужные буквы. Объясните правописание данных слов. (В) течени... дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени... военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени... часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени... романа. 5. (В) следстви... подчиненного положения Якова в пансионате товарищи об ращались с ним небрежно (Г.). 6. (В) следстви... по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. (В) течени...всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби... глиняных котов (П.). 10. (В) следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре). 4 / 17

5 11. (В) продолжени... всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.). Упражнение 7. Прочитайте текст. Выделите в нем предлоги и сформулируйте общее правило их правописания с существительными. Напишите изложение. ДЕБЮТ Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был приглашен в Милан для репетиций оперы композитора Бойто «Мефистофель» в театре «Ла Скала». Шаляпину была поручена главная партия в надежде на то, что его знаменитый бас поможет публике оценить оперу, которая после шумного провала не ставилась в течение 32 лет и сейчас, в сезон 1900/01 гг., в театре возобновилась. Репетиции шли в продолжение двух недель, подготовка спектакля была очень сложней. Все певцы, как это было принято в их творческом коллективе, репетировали, но от Шаляпина, которого здесь еще не знали, дирижер Артуре Тосканини потребовал пения в полный голос. Шаляпинский бас показался всем, кто присутствовал на репетиции, таким могучим, что они были потрясены. С нетерпением актеры и публика ожидали премьеры. Наступил вечер первого представления. Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах. Мефистофель-Шаляпин вышел на сцену в прологе. И этот первый выход певца, его красивый голос, высокая фигура, естественность и выразительность движений 5 / 17

6 произвели огромное впечатление на публику. Когда Шаляпин окончил свою партию, ему показалось, что на него обрушилась лавина, такой шум поднялся в зале. Это были аплодисменты в честь его таланта и приветственные крики в адрес певца. После пролога Шаляпину снова была устроена шумная овация. С каждой картиной успех его возрастал. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда тоже, как и Шаляпин, молодой еще, начинающий певец. Спек такль стал триумфом и для него. Но русский бас был на особом положении, так как публика «Ла Скала» особенно взыскательна к неизвестным ей, приехавшим на гастроли певцам. Этот вечер для молодого русского артиста закончился блистательным успехом. Упражнение 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. I. (В) следстви... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (ГерцЛ. 3. (В) продолжение дороги мы два раза переехали через реку (Акс). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Г.). 6. (В) 6 / 17

7 течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г.) 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кае.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сурк.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.). 11. Воронин хотел было спросить (на) счет завтрака, но промолчал (Каз.). 12. (В) связи с эвакуацией работа на заводе приостановилась (Аж.). II. 1. (По) среди обширных зеленых лугов паслись тучные стада. 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени... старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс). 4. (В) по следствие. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс). 5. У многих русских рек, (на) подоби... Волги, один берег горный, другой луговой (Г.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 7. Имейте (в) виду задание ответственное (Эренб.). 7 / 17

8 Упражнение 9. Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях. 1. В течение ближайших суток погода не изменится. В течении болезни наступило улучшение. 2. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать в продолжении повести. 3. В заключение собрания была принята резолюция. В заключении врачей указан метод дальнейшего лечения. 4. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 5. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в виду возможные изменения условий работы. 6. Получилось что-то вроде самодельного велосипеда. В роде Толстых было немало одаренных людей. Упражнение / 17

9 Напишите текст под диктовку МОРСКАЯ СТИХИЯ В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой. Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто. Близ берега над волнами носятся то туда, то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Впоследствии я всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу. Тест по теме «Правописание предлогов» 1. В каком варианте предлог пишется слитно? 9 / 17

10 1) (не) смотря на погоду 2) (за) счет усердия 3) (в)течение года 4) (из)за помарок 2. В каком варианте предлог пишется раздельно? 1) (в)следствие неудачи 2) (в)виду отъезда 3) (на)счет работы 4) (в)связи с работой 10 / 17

11 3. В каком варианте предлог пишется слитно? 1) (в)целях безопасности 2) (в)продолжение экзамена 3) (в)отличие от друзей 4) (не)взирая на успех 4. В каком варианте неправильная грамматическая характеристика ведет к орфографической ошибке? 1) поговорить (на) счет отпуска предлог, пишется слитно 2) учить (в)течени... года предлог, пишется раздельно, на конце Е 11 / 17

12 3) прочитать (в)продолжени... повести существительное с предлогом, пишется раздельно, на конце И 4) идти (на)встречу ветру существительное с предлогом, пишется раздельно 5. Найдите вариант с ошибкой. 1) Ты опоздал из-за меня. 2) Я вернусь в течение часа. 3) Вместо назначения поезд опоздал. 4) Имей в виду, я буду поступать по-своему. 6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 12 / 17

13 1) (В) течение всего пути он хранил молчание. 2) Что вы имеете в (виду)? 3) Плавать в этой реке опасно (в) следствие быстрого течения и водоворотов. 4) (В) продолжение разговора малыш с интересом посматривал на взрослых. 7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 1) О судьбе героя мы узнаем (в) продолжении романа. 2) (В) связи с плохой погодой аэропорт закрыт. 3) (В) следствие ранения солдату пришлось долго лечиться. 4) Я старался увидеть что-нибудь (на) подобие летающей тарелки, но безуспешно. 13 / 17

14 8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 1) Я всматривался (в) течение реки, медленное и величавое. 2) Он вел разговор, (не) смотря на собеседника. 3) (В) виду приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море. 4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу. 9. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 1) (На) встречу нам подул сильный ветер. 14 / 17

15 2) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, когда состоялась встреча. 3) Дальше начинался подъем (на) подобие гигантских террас. 4) (В) отличие от других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее. 10. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 1) (В) течение двадцати лет я хорошо узнал этот лесной край. 2) (В) следствие плохой погоды поход пришлось отменить. 3) (В) виде исключения мне разрешили досрочно сдать экзамен. 4) Ребята спешили (на) встречу с писателем. 11. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 15 / 17

16 1) (По) отношению к делам нельзя проявлять небрежность. 2) Может быть, вам стоит подумать о чем-то (в) роде воспоминаний? 3) Грубые слова, сказанные (в) место благодарности, обидели и огорчили. 4) (В) следствие холодов занятия в школе отменили. 12. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно занимались. 2) Вдумайся (в) следствие теоремы Пифагора. 3) (В) течение всего дня я усердно работал. 16 / 17

17 4) Озеро показалось вдали (в) виде маленькой лужицы. 13. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашей яхте. 2) (Не) взирая на ливень, туристы продолжили свой путь. 3) (В) отличие от своих сверстников, он казался более серьезным. 4) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось. Ответы: 17 / 17


Терехова Валентина Петровна учитель русского языка и литературы МКОУ «Суриковская CОШ» с.суриково Бирилюсский район Красноярский край Тип урока УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ Цель учебного занятия:

Предлог. Правописание предлогов Предлог служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и окончания

Правописание предлогов Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные. 1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про,

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

ТЕСТ 1. «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» Вариант 1 1. У меня нет (брат, сестра). 2. В моей комнате нет (телефон, телевизор). 3. Я думаю, завтра не будет (дождь, снег). 4. У него не было (виза). 5. На этой улице нет

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Урок русского языка с использованием методики Т.Я. Фроловой. Тема. Служебные части речи и их грамматические признаки. Цели: 1. Повторение и обобщение знаний о служебных частях речи. 2. Наблюдение за употреблением

ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Когда шёл дождь, дети играли дома. 1 А) Прочитайте предложения. Разделите их на 3 группы предложения, где действия: а) совпадают во времени полностью, б) совпадают

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 45 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

ГБОУ СОШ 156, ЮЗАО ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ Ерохина Наталия Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ 156 ТЕМА: Предлог (повторение темы). Урок 123-124. Предлог (повторение

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» Русский язык как иностранный Время

Повторение и обобщение изученного по теме «Предлог» У Ч И Т Е Л Ь Р У С С К О Г О Я З Ы К А М Б О У Л И Ц Е Й Ф Е Д Ч У Н С В Е Т Л А Н А В Л А Д И М И Р О В Н А Какая это часть речи? Неизменяемая часть

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

План-конспект урока составила Баринова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 507 Московского района Класс: 5 Предмет: Русский язык Учебник: «Русский язык 5-9» под редакцией Т.

Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» и выполните задания. Старцев подумал и вечером поехал к Туркиным. Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 2 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные

ÔÈËÜÌ 2 ÏÎ ÌÎÑÊÂÅ }ohgnd 1 Серёжа решил показать Кате Москву. Он родился и живёт в Москве, а Катя в Москве первый раз. Серёжа считает, что для англичанки любая информация о Москве будет новой. Но так ли

С т р а н и ц а 1 Предложный падеж имён существительных в значении места (единственное число). Урок 20 Русский язык Страница 2 Где мой учебник и моя тетрадка? Твой учебник на столе, а твоя тетрадка в столе.

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

ОБРАЗЕЦ ТИПОВОГО ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (фрагмент) Время выполнения теста 45 мин. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест имеет 3 части: Грамматика/Лексика, Чтение и Письмо. Вы получили

2016 학년도 1 학기노어문법 I 중간고사 출제교수 : 문성원 2016년 4월 21일 3,4 교시 러시아어과학년학번 : 이름 : А. 주어진단어를변화시켜문장을완성하세요. (* 필요한경우전치사를넣으세요.) 1. синяя тетрадь Я купила. В сумке лежит. Я пишу упражнения. 2. один мой хороший друг

Письмо с радуги Привет, моя любимая хозяйка и все, кто меня любил! Я тоже по вам сильно скучаю:-) Тоже, потому что знаю, что вы сильно привязались ко мне. И действительно очень хотели, чтобы я осталась

Класс: 6 Тема урока Приставка и предлог Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

1 Тест 3. Лексика. Грамматика Время - 30 минут Инструкция Прочитайте предложения. Выберите нужное слово или форму слова (а, б или в). Отметьте его в контрольном листе. 1. Моя мама экономист, она работает.

一. Прочитайте предложения и выберите самое подходящее слово для подставки.(30 баллов) 1. В детстве она увлекалась 1. А) спорта Б) спорту В) спортом 2. Чем больше учусь, 1 больше знаю. А) чем Б) так В)

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание звонких и глухих согласных» Цели: формирование умения сопоставлять произношение и написание парных согласных; продолжить работу по формированию навыка

Конспект занятия по теме «Родной край» «С чего начинается Родина» (для детей старшего дошкольного возраста) Составила: Воспитатель Литвиненко Е.В. Тема занятия: С чего начинается Родина. Программное содержание:

Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики,

Вы знаете его? Я знаю его. Как его зовут? Я никогда не видела его. Сергей сказал, что в пятницу было только 5 человек на уроке. Это правда? Да. Кто был в пятницу на уроке? Он хочет домой, в Китай. Сколько

: : : ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ 1 ЧТЕНИЕ (30 баллов, 50 минут) Прочитайте следующие микротексты и подчеркните ответ, соответствующий содержанию прочитанного. Микротекст 1 --Марина,

Урок 1 СКЛОНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ЗАДАНИЕ 1. а) Напишите вопросы к выделенным словам. Образец: Анна рассказывала об этом старом московском парке. О каком парке рассказывала

Тема: Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса» Цель: Развитие детского творчества, коммуникативно-речевых умений. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с интересной формой разговора интервью.

Урок 1. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Цели урока: - Повторить и уточнить знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого. - Обеспечить понимание учащимися

Производные предлоги Производные предлоги: значение, употребление и отличие от сходных с ними существительных и наречий Бо льшая часть предлогов это первоо бразные, наиболее древние предлоги. Кроме них,

Время выполнения: 80 мин. (Всего 100 баллов) ЧАСТЬ 1. (80 баллов) I. ГРАММАТИКА (38 баллов) Задание. Выберите правильный грамматический вариант. (по 2 балла) 1. Брат вчера был.... А. театру В. театр C.

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Азарина Светлана Артемовна учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 1 г. Липецк, Липецкая область УРОК В 7 КЛАССЕ «ПРЕДЛОГ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ»

Я уже обошёл весь город. Видно? Вам видно? (Вы хорошо видите, что на доске? Вы можете видеть?) Она хотела переехать в Зеленогорск, но потом передумала. Я не знаю, куда пойти. Мы были в церкви в Зеленогорске.

Összeállította: Dr. Oszipova Irina Orosz nyelvi segédlet Szintfelmérő belépő teszt (A1-A2) Kiadvány címe TÁMOP 2.2.1-08/1-2008-0002 A képzés minőségének és tartalmának fejlesztése Készült a Nemzeti Szakképzési

Меня вокруг все отвлекает, И все мне чем-нибудь мешают, Я ничего не понимаю... Без тебя я так скучаю! Не торопись... не надо... помолчи... Слова уносит ветер, их забудешь... О счастье, о любви ты не кричи,

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс Вариант 5 Инструкция по выполнению работы На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Ответы на задания

Урок 49 Ударение в некоторых глаголах прошедшего времени. Изложение текста повествовательного характера Цель: прививать учащимся навыки правильного произношения некоторых глаголов прошедшего времени; формировать

Приёмная комиссия Александра я не видела 100 лет. Какая сегодня погода? Сильный дождь Идёт дождь Сильный ветер Ветер такой сильный, что зонт улетает. Сколько градусов? 17 градусов. Нет солнца. Пасмурно.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «Имя прилагательное как часть речи» Наумов Максим Вячеславович, учитель русского языка и литературы школы 9 г.дубна Московской области Тип урока: повторение изученного материала,

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 3 4 КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЕ Стр. Конструирование предложения 3 10 1. Составление ответов на вопросы 3 6 2. Распространение предложений

Задание 1 3904 Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может понастоящему

1. Моя мама экономист, она работает. а) в банкомате б) в баре в) в банке 2. Я очень познакомиться с вашей женой. а) готов б) рад в) занят 3. Очень жаль, кажется, мы опоздали на автобус, нужно искать такси.

2 Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте, но всё-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети. Стада пасут пастухи,

Упражнения по теме "Употребление прилагательных в речи" Упражнение 1. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных (за справками обращайтесь к словарям). 1) Дом как бы спит, но я знаю

Явления природы 1. Посмотри презентацию. Запомни явления природы. Дождь Дождь это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю.

МБДОУ Д сад 20 «Аллюки» Конспект тематического мероприятия для старшей разновозрастной группы: Ведущая: «День музыки» Здравствуйте, друзья. Сегодня в этом прекрасном зале мы собрались, чтобы отметить День

Урок-игра по математике в 1 классе «Морское путешествие» Цель: - работа над числовым рядом; - повторение состава чисел; - подготовка к решению задач; - решение примеров. Оборудование: Числа; знаки; флажки;

РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс Вариант 13-1 / 10 Инструкция по выполнению заданий Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание

Надежда Щербакова Мама, не плачь! Моя мама гладильщица. Она работает в химчистке, гладит уже постиранные вещи. У них есть всякие специальные машины, которыми они гладят. Мама уходит утром и приходит вечером.

Тест по русскому языку «Базовый уровень» СУБТЕСТ 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Выберите правильный вариант и отметьте его. 1. Он знает русскую литературу. (А) много (Б) очень (В) хорошо (Г) часто 2. Наташа, я

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЗОЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 50 минут. Тест состоит из 4-х частей, включающих 110 заданий. При выполнении

Газета для родителей Выпуск 1 Что такое музыка? У старика спросил поэт: Что музыка такое, дед? Воспоминание она. В ней юность давняя слышна. Был задан девочке вопрос, Она ответила всерьез: Похожа музыка

Задание № 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Задание по данной теме формулируется следующим образом: Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

13 задание проверяет знания слитного, дефисного, раздельного написания омонимичных частей речи. Омонимы - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка.

Алгоритм выполнения задания:

1. ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,ВДУМАЙТЕСЬ В ЕГО СМЫСЛ.

2. ОПРЕДЕЛИТЕ,К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО.

3. ВСПОМНИТЕ ПРАВИЛО.

4. РАСКРОЙТЕ СКОБКИ И ВЫПИШИТЕ ДВА СЛОВА.

Прежде чем обратиться к правилу проверь, может ли форма употребляться без предлога/приставки. Если не может пиши слитно.

Правописание производных предлогов.

Следует различать производные предлоги и существительные в косвенных падежах, употреблённые с непроизводными предлогами.

Производные предлоги Сущ. + непроизводным предлогом
В ТЕЧЕНИЕ Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется в два слова с окончанием Е, имеет значениевременной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?) В течение всего года усердно занимался. (КОГДА?) В течение лета прочитал много книг. В ТЕЧЕНИИ Между непроизводным предлогом В и существительным ТЕЧЕНИИможно вставить имя прилагательное. В (нижнем) ТЕЧЕНИИ РЕКИ много поворотов .
В ПРОДОЛЖЕНИЕ Производный предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости,отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?)В продолжение месяца ремонтировали дом. (КОГДА?)В продолжение нескольких дней стояла невыносимая жара. В ПРОДОЛЖЕНИИ Между непроизводным предлогом Ви сущ. в предложном падеже ПРОДОЛЖЕНИИможно вставить имя прилагательное: Новые персонажи проявились в (долгожданном) продолжении романа.
НАВСТРЕЧУ (=К) Производный предлог НАВСТРЕЧУ(=В МОЮ СТОРОНУ)пишется в одно слово, можно заменить предлогом К: Навстречу мне (= ко мне, в мою сторону) шёл директор школы. Я решил выйти навстречу гостям (= к гостям). НА ВСТРЕЧУ С Между непроизводным предлогом НА и сущ. ВСТРЕЧУможно вставить имя прилагательное, при этом при сущ. ВСТРЕЧАобязательно должен стоять предлог С:И всё-таки я решил пойти на (неожиданную) встречу с друзьями.
НАСЧЁТ (=О;ОБ) Производный предлог НАСЧЁТ пишется слитно и = О, ОБ: Мы говорили насчёт (= о) поездки в лес. НА СЧЁТ Между непроизводным предлогом НА и сущ. СЧЁТможно вставить имя прилагательное: Деньги поступили на (известный) счёт.
ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) Производный предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется в одно слово с конечным Е, и =ИЗ-ЗА, указывает причину , отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?:(ПОЧЕМУ?) Вследствие(из-за) болезни, он остался дома. ПРИМЕЧАНИЕ: Нельзя путать написание производного предлога ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) и наречия ВПОСЛЕДСТВИИ(=ПОТОМ): Впоследствии он не раз вспоминал о школе. Вследствие поломанной руки он не мог посещать школу. В СЛЕДСТВИИ Между непроизводным предлогом В и сущ. СЛЕДСТВИИ, употреблённом в одном из падежей, можно вставить имя прилагательное: В (нашумевшем) следствии по делу о хищение выяснилось много фактов.
ВВИДУ (=ИЗ-ЗА; ПО ПРИЧИНЕ) Производный предлог ВВИДУ пишется в одно слово, и =ИЗ-ЗА, =ПО ПРИЧИНЕ: Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась. ПРИМЕЧАНИЕ:Следует отличать производный предлогВ ВИДЕ (чего-либо), который пишется в два слова, от производного предлога ВВИДУ, который пишется в одно слово и =ИЗ-ЗА: ВВИДУ(=ИЗ-ЗА) - В ВИДЕ ЧЕГО-ЛИБО: ЕЙ подарили брошку в виде бабочки. Разрешили дописать в виде исключения . ИМЕТЬ В ВИДУ Устойчивое сочетание пишется с три слова.
НАПОДОБИЕ(=ВРОДЕ) Производный предлог НАПОДОБИЕ пишется в одно слово и = ВРОДЕ: Мы соорудили что-то наподобие(= вроде) шалаша. НА ПОДОБИЕ На уроке геометрии мы решали задачи на подобие треугольника(= на подобные треугольники).

Примечание:

1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова : в связи с отъездом .

2. Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце и имеет значение “ЗАВЕРШАЯ”, ”В ИТОГЕ”, ”ПОД КОНЕЦ”: в заключение своего доклада хочется подытожить сказанное.

3. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце : в отличие от меня, моя сестра учится на одни пятёрки.

4. ЗАПОМНИ правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно: ПОСЕРЕДИНЕ (комнаты); ВБЛИЗИ (памятника); ВМЕСТО (брата).

РАЗЛИЧАЙТЕ:

Правописание союзов и омонимичных частей речи. Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи. Сходные с этими союзами по звучанию другие части речи ЧТО БЫ,ТО ЖЕ,ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ,ПРИ ЧЁМ,И ТАК,ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно: 1.Убрать из предл. 2.Переставить в др. место 3. Вставить др. слово между ними.

Упражнение 106. Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

1. Около леса, как в мя..кой постел.., выспат..ся можно (Некрасов). 2. Григорий пр..вязал к кусту коня, лёг около , пр..крыв от ветра лицо полой шинел.. (Шолохов). 3. Кругом до самого гор..зонта тянулась степь (Вересаев). 4. Мы обошли кругом сада, не пропуская ни одного р..стения (Гончаров). 5. Проходя мимо Швабрина, Гринёв ост..новился (Пушкин). 6. Потапов решил в дом не зах..дить, а только пройти мимо (Паустовский). 7. Лена поднялась со ск..м..и, сделала (не) сколько шагов (на) встречу (Саянов). 8. Я видел, что казаки тороп..т..ся домой, и пош..л (на) встречу их ж..ланию (Арсеньев). 9. Я хотел поговорить с вами (на) счёт квартиры (Гончаров). 10. Люди люб..т и умеют пр..творят..ся несчас..ными для того, чтобы жить (на) счёт других (М. Горький). 11. Нехлюдов вернулся на тр..отуар.. и, велев изво..ику ехать за собой, пошёл (в) виду партии (Л. Толстой). 12. (В) виду недостатка в продовольстви.. сокр..щение пути теперь было особе..но важно (Арсеньев). 13. Я многих черепах имею тут (в) виду (Михалков). 14. Благ..даря выпавш..му снегу можно было (кое) что рас..мотреть на земле (Арсеньев). 15. Старуха проводила меня, благ..даря за оказа..ную помощ.. (Саянов). 16. Всё было с..гласно в чертах нищ..го (Лермонтов). 17. Все идут с..гласно , как один ч..ловек (Инбер). 18. Ж..ниховой родне, с..гласно уговору, подн..сли по три рюмки водки (Шолохов).

Упражнение 107 . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

(В) следстви.. непогоды, (в) следстви.. по делу те..рористов, вмешаться (в) следстви.., (в) продолжени.. пяти лет, (в) продолжени.. повести, (в) течени.. ручья, (в) течени.. месяца, (в) виду недостатка времени, узнать (на) счёт подписки, перевести (на) счёт другой организации, иметь (в) виду, узор (в) роде снежинки, узор (в) виде снежинки, узор (на) подоби.. снежинки, (в) роде Толстых, обратите внимание (на) подоби.. этих явлений, (на) подоби.. героев основан весь сюжет, (из) под бровей, сесть (в) место шофёра, (в) силу непр..двиденных обстоятельств, идти (на) встречу опас..ности, надейся (на) встречу с ней, (в) связи с отчётом, (в) заключени.. выступления, (не) взирая на ливень, (не) смотря на прив..легии, (не) смотря в мою сторону, (по) причине неурожая, (по) мере выращивания, (по) мере сил стараться, (в) продолжени.. утра, (в) отличи.. от ко..лег, (на) перерез течению, (на) перекор стихиям, говорил (на) счёт творческого поиска, что-то (на) подоби.. сачка, (в) целях ликв..дации задолже..ности, зорька (по) над лесом, спор (из) за поступков, идти (на) перекор здравомыслию, (по) мере продвижения на восток, (в) след за докладчиком, ступать след (в) след, предложить (с) верх нормы, (в) отличи.. от предыдущих докладчиков.

Упражнение 108 . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

1. (В) продолжени.. 3 утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты (Л. Толстой). 2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к 3 морю, (на) встречу 3 брызгам волн (М. Горький). 3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов (Пушкин). 4. Имейте (в) виду - задание ответстве..ное (Эренбург). 5. Вы писали мне что (то) (на) счёт 3 воскрес..ной школы? (Чехов). 6. (В) прочем, (в) виду 3 недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и (Чехов). 7. Телеграфные столбы (по) том опять показ..вались (в) дали лиловой (в) виде маленьких палочек (Чехов). 8. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли (Чехов). 9. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. 3 его пр..езда (Тургенев). 10. Грозы (по) над степ..ю ход..т ч..редою (Паустовский). 11. Муму ловко вывернулась (из) под пальц..в Степана (Тургенев). 12. (В) след эк..пажам и (на) встречу им густо двигалась толпа му..чин (М. Горький). 13. Димка решил, что (в) виде исключения на этот раз Жиган не врёт (Гайдар). 14. (В) след (за) тем он встал с постел.., взял скрипку, начал строить (Л. Толстой). 15. Пишу вам из 3 деревн.., куда заехал (в) следстви.. п..чальных обстоятельств (Пушкин). 16. (В) следстви.. по делу в..терана вм..шались обществе..ные организации (Песков). 17. (В) заключени.. эксп..ртизы отсутствует чёткость. 18. (В) заключени.. старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Арсеньев). 19. (В) последстви.. Василий Николаевич.. ни разу не пож..лел о прин..том решени.. (Попов). 20. (В) течени.. болезни наступил перелом. 21. (В) продолжени.. всего лета он раза два-три приезжал к нам (Л. Толстой). 22. (В) продолжени.. занятий мы не заинтересова..ны. 23. (В) течени.. всей дороги Касьян сохр..нял упорное м..лчание (Тургенев). 24. Подвахте..ные м..тросы большей част..ю с..дели или л..жали на палубе, молч..ливые и с..рьёзные, изредк.. обмениваясь словами (на) счёт «анафемской» погоды (Станюкович). 25. Он хорошо понимал опас..ность положения клипера и в..еренных ему людей и, (в) виду страшной нравстве..ной ответстве..ности, он испытывал жгучие упрёки совести (Станюкович). 26. Не успели обыватели огл..нут..ся, как из эк..пажа выск..чил Байбаков, а следом за ним (в) виду всей толпы очутился точь (в) точь такой же (град..) начальник, как и тот, который, за минуту перед 3 тем, был пр..везён в телеге исправником (Салтыков-Щедрин). 27. Лаврентьич трепанул Шутикова по спине и, (в) виде особого распол..жения, выругался в самом нежном тоне, на который только был способен.. его испитой голос (Станюкович). 28. У (град..) начальника на плечах, (в) место головы, была пустая посудина (Салтыков-Щедрин). 29. У американцев нет (н..) какого арт..стического сам..любия, и они бор..т..ся, имея (в) виду только один денежный приз (Куприн). 30. (Не) смотря на свой горб, а может быть именно (в) следстви.. этого недостатка, доктор п..тал к ц..рковым зрелищам остр..ю и (не) сколько смешн..ю для человека его возр..ста любовь (Куприн).

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ